Победный дебют Мэверика Виньялеса в команде Ямаха

Победный дебют Мэверика Виньялеса в команде Ямаха

В интенсивной схватке на последних 5 кругах Гран-при Катара Мэверик Виньялес нашёл в себе силы опередить Андреа Довициозо на более мощном мотоцикле Дукати и завоевал первую победу в составе заводской команды Ямаха.

Ранее в гонке присутствовал драматический сюжет. Новичок MotoGP Жоан Зарко из команды Monster Yamaha Tech3 стартовал с четвёртой позиции на стартовой решётке, и уже с начала гонки показал стремительный темп. По его словам, с самого момента старта он начал борьбу за первое место. Условия трека были странными, но сам асфальт был достаточно сухим, и Зарко был готов драться. Он увидел, что находится недалеко от первого места, и решил использовать эту возможность по полной программе. Старт гонки у Зарко всегда удавался очень хорошо, и он часто обгонял многих сильных соперников уже на первом повороте, а потом втянулся в ритм гонки. Но, по его же словам, до шестого круга он ехал с жёстким натиском на конкурентов, а потом слегка расслабился, за что тут же и поплатился - неправильно выбранная траектория во втором повороте привела к падению и выходу из борьбы. К моменту падения Зарко лидировал с отрывом в 1,6 секунды.


Не так давно до этого, Зарко участвовал в гонках Мото2 в команде с чемпионом серии DMG Superbike Джошем Херрином. Но Зарко очень скоро показал, что Херрин ему не конкурент.

Мэверик Виньялес не упустил этой возможности. По его словам, он стартовал хорошо, но уже после первого поворота оказался на втором месте, а потом его обогнал Зарко, и Виньялесу пришлось выравнивать мотоцикл, чтобы избежать столкновения с ним. Затем его обогнали Маркес и Довициозо, и Виньялес увидел, что трек остаётся скользким. У него не получалось проходить повороты с такой скоростью, как он привык, потому что на скользком асфальте мотоцикл было трудно поворачивать. При прохождении одного из поворотов Виньялес выскочил на гравий. Проехать первые круги по треку оказалось чрезвычайно трудно. Вдобавок, полный бак топлива тоже давал знать о себе своим весом. Поэтому Виньялес решил сконцентрироваться и войти в ритм гонки. Постепенно к нему возвращалась концентрация и уверенность в управлении мотоциклом, и когда Виньялес догнал Маркеса. то понял, что сейчас самое время для натиска. А там будет возможность и Довициозо опередить.


Этап MotoGP на треке Лосейл в Катаре проходил ночью. при свете множества прожекторов. Так как внезапно налетевший шторм с ливнем сделал невозможными квалификационные заезды, то позиция на стартовой решётке определялась по результатам свободной практики. Ранние заезды здесь обычно начинаются в 22.00, но так как трек мог сильно охладиться и на нём могла появиться роса, которая заметно уменьшала сцепные свойства асфальта, то старты перенесли на 21.00. Но дождь, который лил весь день, заставил организаторов перенести старт гонки на 40 минут, пока асфальт не высохнет и его сцепные свойства не станут минимально необходимыми. В то же время шторм принёс на покрытие трека песок, и фактически оставил пилотам значительно меньше места для езды по покрытию трека. Так что ситуация обещала быть напряжённой.

Несмотря на то, что в 2014-м году Марк Маркес выиграл здесь очередной этап Гран-при на мотоцикле команды Репсол Хонда, длинные повороты трека Лосейл больше подходили длинным и низким мотоциклам Ямаха, чем более коротким, высоким и подрывистым мотоциклам Хонда.


Андреа Довициозо, который финишировал вторым, сказал, что его команда рискнула поставить мягкую заднюю резину и не ошиблась. Трек был влажным во многих местах, и из-за этого гонка проходила медленнее. А значит, можно было сохранить мягкую резину, если не ускоряться уж слишком бешено. После падения Зарко всё пошло просто отлично, на месте лидера Андреа чувствовал себя очень комфортно, и в то же время езда без резких ускорений сохраняла его более мягкие шины. Это был единственный способ закончить гонку впереди Мэверика, у которого был лучше темп и жёстче резина.

Андреа Янноне приехал на третьем месте. Это была его первая гонка за команду Сузуки. И весьма успешная, несмотря на проблемы во время свободной практики. Стиль езды Янноне, а именно его комбинация торможения и поворота одновременно, не совсем подходили для мотоцикла Сузуки, который гораздо лучше годится для стиля езды Виньялеса – сперва торможение, потом поворот. В 5-м повороте на 11-м кругу Янноне не просчитал ускорение Маркеса, прикоснулся к его мотоциклу и упал. Маркес почувствовал удар, но решил что это проблемы с электроникой. Но до момента падения Янноне выглядел кандидатом на подиум.


По его словам, во время всей гонки он боролся с тормозами мотоцикла, но это не считается отговоркой. Проблема состояла в том, что он сделал ошибку, но он надеется, что эта ошибка станет первой и последней в этом сезоне. Вдобавок, эффективность торможения мотоцикла до наклона при вхождении в поворот не придавала уверенности - передние тормоза довольно быстро блокировали колесо. Но зато когда мотоцикл наклонялся при входе в поворот – картина менялась. Он очень легко поворачивал, и эффективный набор скорости при выходе из поворота искренне радовал.

Янноне отметил, что проблема мотоцикла Сузуки в этой гонке состояла в том, что сам мотоцикл был настроен под высокую скорость прохождения поворотов, а стиль Янноне – это резкие ускорения и торможения. Сочетание торможения и поворота сжимает мягкие пружины вилки практически полностью, а это провоцирует потерю сцепления переднего колеса с треком. Но увеличение жёсткости пружин в вилке также уменьшает сцепление переднего колеса с треком в случае, если поверхность трека не идеально ровная. Кроме того, когда высокий мотоцикл быстрее меняет развесовку и передаёт больше своего веса на переднее колесо, низкий мотоцикл, настроенный под скоростное прохождение поворотов, не может тормозить столь эффективно, так как смещение веса вперёд происходит в меньшей степени. Янноне предпочёл адаптироваться к мотоциклу, а не вносить радикальные изменения в существующие настройки, и как оказалось, этот метод сработал достаточно успешно.

Благодаря успешным результатам свободной практики, Маркес неоднократно заявил о реальности своей цели добраться до подиума. Когда он возглавил прогревочный круг, двигаясь на пределе своих возможностей, многие предположили, что он выиграет гонку, как это было на Гран-при Катара в 2015 году. Но после прогревочного круга всё изменилось в связи с выбором пилотами шин, которые настоятельно рекомендовала компания Мишлен. Маркес и Кратчлоу выбрали жёсткие передние шины, поскольку их жёсткость давала шинам возможность не износиться при регулярных очень жёстких торможениях, которые требовались в данной ситуации, чтобы компенсировать не столь эффективную электронику и проблемы с ускорением мотоцикла Хонда. Но, когда старт гонки задержали, инженеры компании Мишлен забеспокоились, потому что влажность покрытия трека требовала дополнительного сцепления, которое могли обеспечить только передние шины средней жёсткости.


Маркес сказал, что команда запланировала использовать жёсткие передние шины, но хаос перед гонкой, дождь и длительные задержки начала гонки заставили всех сомневаться. В итоге было решено поставить спереди шины средней жёсткости с целью уменьшить риск падения, но это оказалось самой большой ошибкой команды во всём этапе Гран-при. Маркесу пришлось бороться с передней шиной всё время гонки, у него не получалось тормозить настолько жёстко, как это требовалось, и в течении нескольких кругов шина сильно стёрлась. В то же время Маркес чувствовал некоторые проблемы с ускорением, но в то же время управление мотоцикла по-прежнему обладало высокой чувствительностью. Но, в связи с неправильным выбором шины, он не мог эффективно замедляться в поворотах.

Маркес объяснил, почему первоначально он и Кратчлоу собирались поставить жёсткие шины. Дело в том, что их мотоциклы теряют слишком много времени при ускорении, и единственным способом управления ими является позднее торможение. А для этого нужно хорошее сцепление, которое может дать только жёсткая передняя шина. Когда же шина средней жёсткости после пяти кругов была стёрта, он сказал себе «Надо заканчивать гонку».

Маркес, тем не менее, финишировал четвёртым. Кратчлоу повезло меньше – он проехал только 4 круга и упал, не справившись с управлением. По словам Маркеса, когда он финишировал, то узнал, что у Дани Педросы тоже были проблемы с передней шиной средней жёсткости. И это при том, что Педроса значительно легче и обычно он ездит на мягких шинах. Так что представьте, с чем пришлось столкнуться Маркесу!


Валентино Росси начал гонку с 10-й позиции, что было весьма неприятным для него началом сезона. Компания Мишлен, стремясь выполнить требования пилотов MotoGP к сцеплению передней шины с треком, разработала модель шины с мягким каркасом, который обеспечивал большее пятно контакта. Но высокая скорость прохождения поворотов Росси требовала большей стабильности и жёсткого каркаса от передней шины. Поэтому, глядя на то, как шина изгибается вокруг пятна контакта, Росси ощутил риск потери сцепления переднего колеса. И, как это часто было ранее в его карьере, кардинальное решение вопроса, или хотя бы улучшение ситуации пришлось ожидать в день гонки.

По словам Росси, что-то изменилось с четверга на пятницу. В четверг проблема была во всех тестовых заездах, и это здорово расстраивало. Но в пятницу ситуация стала куда лучше, и постепенно сцепление переднего колеса с треком улучшилось до приемлемого уровня. С этого момента Росси был весьма оптимистичен относительно возможности завершить гонку в первой пятёрке. Условия гонки помогли ему, и это улучшило его перспективы. Команда настроила мотоцикл, особенно сосредоточившись на стабильности при входе в поворот, и внесла улучшения в переднюю вилку, которые дали возможность эффективнее тормозить. В результате немолодой уже Росси (38 лет) занял третье место, и был достаточно близко к Довициозо для того, чтобы ещё более улучшить свой результат.

По словам Росси, в конце гонки он надеялся, что у Довициозо будут большие проблемы с мягкой задней шиной, но и сам он был не в ладах с передней шиной, так что был риск совершить ошибку и вообще не доехать до финиша. Но всё равно результат моментально заткнул тех, кто утверждал что Росси уже ни на что не способен.


А что можно сказать о рискованной попытке Хорхе Лоренсо адаптировать свой стиль прохождения поворотов к мотоциклу Дукати? Он знал о большом опыте Довициозо в сохранении шин в целом состоянии на его Дукати. По словам Лоренсо, старт был очень удачным. Он пристроился сзади Росси, но в четвёртый поворот трека вошёл слишком широко, и это помешало ему оставаться на той же позиции в начале и середине гонки. Лоренсо заявил, что он не мог сохранить такой же темп на протяжении всей гонки, и когда заднее колесо стало заметно изношенным, он не смог поддерживать время прохождения круга в пределах 1 минуты 56 секунд. Из анализа времени прохождения круга в течении всей гонки видно, что первые семь кругов Лоренсо стабильно показывал время круга в 1:56, но дальше он стал постепенно замедляться. Перед гонкой, директор заводской комады Дукати Джиджи Галлинья чётко заявил, что мотоциклы Дукати из-за ограниченного срока службы шин пока не готовы выигрывать гонки. Но Довициозо сумел подобраться к первому месту очень близко!


После двойной сенсации – победы Виньялеса и лидерства Зарко в начале гонки – третье место занимает финиш Алеша Эспаргаро на шестой позиции. Новая Априлия пересекла финишную линию с отставанием от Маркеса и Педросы на менее чем одну секунду!

По словам Эспаргаро, у него было лучшее сцепление с треком, чем у его соперников, и он смог легко обгонять. Он сказал, что мотоциклы Априлия имеют преимущество в условиях плохого сцепления с треком. Мотоцикл не изнашивает шины слишком сильно, и во время зимних тренировок стало ясно, что по мере истирания шин Априлия остаётся всё так же хорошо управляемой.


Постепенно мы видим новую эру в MotoGP. Ранее, двигатели частных команд-спутников часто находились под контролем производителя. Дадут ли производители частным командам свободу, рискуя при этом, что заводские команды могут потерять очки зачёта? Никто не знает. Но сегодня пилоты, которые начинают карьеру в MotoGP, делают это на мотоциклах, полностью разработанных производителем год или два тому назад. И эти мотоциклы управляются новым единым программным обеспечением. Это, возможно, создаст эффект выравнивания. В то же время надо сказать, что гонка только выигрывает от «аномалий», таких как уникальное лидерство Зарко в начале гонки, и победа Виньялеса в первой гонке за заводскую команду.

Виталий Борейко

статьи по теме