rss

Наколенники для мотокросса ч.3

14.12.2015 20:37:01
Попытка вкратце изложить суть проблемы относительно защиты коленного сустава с треском провалилась! Кроличья нора оказалась очень глубока, мыслей и материалов по проблеме скопилось слишком много чтоб уложится в один очерк. Но сегодня я решил собрать всю волю в кулак и закрыть этот вопрос, по крайней мере в рамках этого "триптиха" статей. Спать не лягу, но допишу! Но и ограничивать себя в объемах статьи намерения не имею, и кратким быть не обещаю. Итак, погнали дальше.


Весь мотоспорт занятие рисковое, и возможность получения травмы есть, это ни для кого не секрет. Как, в прочем, и вся жизнь в целом, и от травм мы не застрахованы на 100% нигде. На моей памяти, в ближайшем окружении, были травмы колена и в водных видах спорта, и разрывы связок колена, у человека, который просто оступился, что называется, на ровном месте. Про гололёд, зиму, пожилых, да и не только людей, я вообще молчу. Думаю, травматологи, тоже особенным образом "отмечают" то, что называется "днём жестянщика" у автолюбителей и СТО выполняющих кузовной ремонт. Этот особый день, когда все уже забыли что это, и вот снова асфальт, тротуары и проезжую часть сковывает лёд, и люди начинают оступаться, падать и всеми возможными способами травмироваться, к сожалению. Подвернуть ногу там не мудрено, и случается это, порой, даже с физически подготовленными людьми. 



В таких видах спорта как мотокросс, эндуро, супермото, спидвей, ралли, багги, всевозможные соревнования на квадроциклах, такая неприятная история, как травма колена, может быть очень болезненна и занять долгие месяцы восстановления. А соответственно досрочно закончить сезон кроссмена, а то и спортивную карьеру вовсе. Итак, мы перечислили в предыдущих частях статьи все возможные способы защиты колена, сейчас более детально рассмотрим некоторые из них.



Огромный опыт работы мотошколы, и обратная связь от клиентов и их совокупный опыт подсказывает, что большинство падений в условиях асфальтовых дорог - это часто узкие дороги, дворы, песочек, сложные условия движения, относительно небольшая скорость, либо неудачный проезд перекрёстка. Но в любом случае, это, скажем так, в первую очередь ударная нагрузка, и скольжение по асфальту-наждаку. И основной тип повреждений в данном случае разнится от "пары царапин" до существенного асфальтового ожога. Тут очевидно, что наилучшим образом нас защитит кожаный комбинезон, он не протирается и никуда не денется с ноги. Такие-же требования мы и должны предъявлять к городским наколенникам-щиткам. Они должны быть крепкие, хорошо гасить удар, и не менее важно - оставаться на месте после первого контакта с препятствием. Обращаю ваше внимание так-же, что если Ваш мотоцикл оборудован защитной клеткой, то в случае каких-то непредвиденных событий, эта клетка может нанести вред вашим ногам не меньший, чем сторонние предметы. Позаботьтесь о том, чтоб Ваши ноги были надежно защищены в месте потенциального контакта с защитной клеткой, крашпедами, слайдерами, или как их не назови. 



Всё, что вы одеваете на тело в виде защиты должно иметь идеальную систему крепления, надёжные ремни, лучше всего прорезиненные, способные удержать на месте щиток. Затягивайте их как можно сильнее, пока это комфортно и не нарушает кроветок в конечности :). 

Итак, как же может выглядеть травма коленного сустава в мотокроссе или эндуро, если мы разобрались, что асфальта тут нет, стереться не обо что, а твёрдые препятствия хоть и случаются, но шанс с ним столкнуться не так велик. От чего же нам нужно защищаться. 

Коленный сустав считается самым сложным суставом в человеческом организме, но кроме это он и самый большой сустав. Ввиду целого ряда причин, и особенно большой нагрузки, коленный сустав травмируется значительно чаще всех остальных суставов человека. В мотокроссе, супермото и эндуро, хотя не является самой распространенной травмой, но может иметь тяжелые последствия, в отдельных случаях. Я лично выделил бы два фактора способные защитить и предостеречь нас и сберечь колени, в равной мере. Очевидно, что "ездить аккуратней и медленней" будет абсурдным и неуместным в данном контексте. Не для этого мы на мотоцикл садимся. Но всё же - первое, это качественное растягивание и физ подготовка. Крепкие и эластичные мышцы и связки, это первый защитный рубеж. В мотокроссе принято уделять особое внимание физической специальной подготовке кроссмена. Но это тема отдельной рубрики, и мы обязательно к ней вернемся. Второй рубеж защиты внешний, это наша защита, о чем и говорим, 
не менее важная. И только в комплексе это обеспечит надежную защиту от травм. Ну ещё, безусловно, качественный навык полученный в процессе обучения мотокроссу, поможет Вам избежать грубых ошибок, сформирует технику, и избавит от глупых падений.

Так вот, помимо основной функции - сгибания ноги в колене, сустав обеспечивает некую свободу движения во многих плоскостях. Всё это достигается за счёт достаточной сложной системы связок и менисков - хрящевой прослойки между бедренной и большеберцовой костью. Связочный аппарат обеспечивает стабильность суставу и удерживает ногу под нагрузкой во всех направлениях. Превышение предельной нагрузки приводит к растяжению, частичному или полному разрыву связок соответственно. Ещё большая нагрузка приведет к повреждению хряща или менисков, что уже значительно хуже, и может потребовать хирургического вмешательства при лечении. При растяжениях, или даже разрывах, как правило применяется исключительно консервативный метод лечения - покой и восстановление. 

Наиболее часто встречающиеся травмы - это повреждение или растяжение передней крестообразной связки, повреждение внутренней боковой связки, удерживающей голень от смещения кнаружи. Или же повреждение задней крестообразной связки. Всё это касается либо смещения голени в неестественное положение вперед назад или наружу, либо удары по колену снаружи внутрь, либо спереди. Учитывая увесистый мотобот, динамику движения, смену направлений и зачастую крайне трудные условия мотокроссовых трасс - болото, грязь, спрыги, колеи, несложно себе представить ситуацию, при которой ногу утягивает туда, куда мы совсем не планировали её отправить. 



В медецине применяются активно способы удержания коленного сустава, в случае утраты стабильности. Т.е. человек ходить может, но коленный сустав плохо справляется с поперечными и скручивающими нагрузками. После артрита, артроза коленного, разрыва или растяжения связок, восстановления в послеоперационный период. Так вот, помимо всевозможных бандажей и корсетов было придумано то, что называется Ортезом. И это то, чем фактически и являются анатомические наколенники, о которые пойдет речь дальше. Думаю, из всего понятно, что они наилучшим образом держат коленный сустав, страхуют его от всевозможных трудностей мотокросса и эндуро. В него просто добавили чашечку для защиты от удара и ряд систем, позволяющих модифицировать и настраивать наколенники под себя индивидуально. На выходе мы получили торжество технической мысли и прекрасный образец лучшей экипировки. Они тоже бывают разные.

На вершине пирамиды стоят, наколенники (и не только), которые изготавливают индивидуально, по гипсовому слепку ноги спортсмена, с учетом всех возможных анатомических особенностей конкретного клиента. Изготавливают из композитных материалов, с использованием углеволокна и титановых шарнирных шин. Не всем по карману, да и технически заказать такую экипировку - процесс трудоёмкий и энергозатратный. Как правило их делают серьезные медицинские учреждения, где-нибудь, например, в германии. 

С другой стороны рынок предлагает хороший выбор коленей, из которых вы можете подобрать себе готовые анатомичесские наколенники и уже через пару дней наслаждаться мотокроссом в новых наколенниках. Все наши ученики, кто разжился анатомическими наколенниками в один голос говорят, что ездить стало легче, и ноги, даже, стали меньше уставать. Оно и не мудрено, ведь такой ортез снимает часть работы с коленного сустава, при чрезвычайной стабильности нагрузка с диагональных связок уходит или уменьшается. А этих нагрузок в мотокроссе много.

Alpinestars B2 Carbon Knee Brace

В наших широтах встречается не часто. По описанию производителя - предусмотрена возможность снятия чашечки для ношения в качестве ортеза отдельно, предусмотрены регулировки. Лично в руках не держал, выглядит симпатично, как и всё от Alpine Stars. Описана некая нитриловая резиновая смесь, в качестве наполнителя и ударопоглотителя, должна обеспечить больший комфорт. Сложно сказать, что они из себя представляют, но опять-же визуально хлипкая система защёлок не внушает доверия.
Alpinestars хоть и является признанным лидером в мотоэкипировке, в этом сегменте их лидерство не выражено ярко.

Asterisk Ultra CELL Knee Protection System


Очень серьезная система креплений, сложная, мудрёная, но, должна работать хорошо. Учитывая функционал наколенников - это очень важный фактор. Огромное количество систем, это ожидаемо. Интересно, что тут особое внимание уделено именно ударной защите. Жестко фиксируется чашечка. Так-же есть возможность жестко соединить наколенник с ботинком, что делает их одной системой. Очень интересная модель. Не смотря на всю кажущуюся громоздкость и сложность, системы быстрого расстёгивания и единой застёжки должны делать их эксплуатацию удобной. Немаловажно. 


Fox Racing POD Fox K300 MX Knee Brace



Вот это уже мы имели возможность испробовать лично во все стороны, и во всех режимах. Наколенники очень удобные, сидят так, что их и не замечаешь на ноге, ездить и правда становится легче, очень необычное ощущение, но как будто не одел наколенник, а наоборот снял его :). Особенно, после классических шарнирных наколенников. Анатомические ощущаются по другому совершенно. 


Очень широкий набор аксессуаров к ним позволяет подогнать не только по размеру ноги, но и по ощущениям и стилю катания. Настраиваются предельные углы сгибания и разгибания ноги и всё в таком духе. Само собой, композитные материалы, жесткость на кручение и комфорт - всё обеспечено. Мягкие ограничивающие вставки обеспечивают упругое ограничение движения колена, что обезопасит вас, в случае удара или падения. У этой модели защитная чашечка плавающая, и в любом положении ноги она остается сверху над коленной чашечкой и при ударе рассеивает энергию на раму наколенника обеспечивая надежную защиту.
Так-же как и все аналоги, имеют исчерпывающий список систем, заканчиваю антибактериальными и влагоотводящими прослойками, обеспечивающими комфортное катание.

Общая идея, я думаю, понятна. Есть аналоги, их немало, доступность разная. Есть проверенные уже неоднократно, в условиях мотошколы варианты, на них и предпочитаю останавливаться. В любом случае, очевидно, что анатомический наколенник просто необходим, и к этому рано или поздно, всё-равно приходишь. Никто не запрещает, безусловно использовать такие наколенники и в городе, не только на мотокроссе и офф-роаде.  У некоторых моделей, даже заявлена возможность засунуть их под кожаный комбинезон, но сразу оговорюсь, это касается только топовых моделей с ценой, предполагаю, в несколько раз превышающей стоимость самого комбинезона. Но опять-же всё относительно, а наше здоровье вообще - бесценно!

Катайтесь и наслаждайтесь!


Олег Репницкий

статьи по теме