rss

Экипировка на зиму

22.12.2016 00:06:46

Зима – достаточно долгий период времени, чтобы не кататься на мотоцикле. Тем более, что такая возможность есть. Так что давайте кататься, это здорово!

 Но прежде чем кататься – хорошо бы одеться как следует. Ибо зимой, помимо всего остального, с чем сталкивается пилот кроссового мотоцикла, есть ещё и холод. От него надо защититься в первую очередь. Подбор зимней мото-экипировки надо производить, исходя из следующих принципов: тепло-удобство-защита. Тепло, как видите, на первом месте. Когда ваши суставы замёрзли, они менее подвижны, и при появлении резкой нагрузки может быть хрусь. Остаток зимы вы проведёте на койке в приятной компании аппарата Елизарова и утки под кроватью. А суставы, в отличии от костей, срастаются плохо и далеко не всегда безпроблемно. Я уж не говорю о такой милой вещи, как растяжения и разрывы мышц – это тоже бывает. Да и просто замёрзнуть неприятно. Сами понимаете – тело надо держать в тепле.


 

Для сохранения тела в тепле современная спортивная индустрия придумала очень много чего. Есть специализированная зимняя мото-экипировка, но она весьма дорогая. Есть другая зимняя экипировка, заметно дешевле, но ничуть не хуже.

 Термобельё. Это первый слой экипировки, который имеет очень важное значение. Когда мы двигаемся – мы потеем. Вода имеет гораздо большую теплоёмкость, чем кожа, быстрее остывает и требует больше тепла для своего нагрева. А значит, через время выделившийся на кожу пот охлаждается – и мы начинаем мёрзнуть. Потоотводящее термобельё тонкое, но у него важная функция – он отводит пот от тела, и тепло не тратится на нагрев собственного пота. Потоотводящее термобельё производится кучей фирм, но у него есть два параметра: уровень физической активности и температура, при которой его носят. Для мотокросса нам надо бельё для высокой активности и низкой температуры – оно лучше отводит пот и рассчитано на мороз. Кофта и штаны одеваются прямо на тело. Хлопковую футболку одевать под термобельё нежелательно – она впитывает в себя пот, промокает и потом хорошо охлаждает тело, а нам это не нужно.


Теплоизоляционная одежда. Это второй слой одежды, который предназначен сохранять тепло тела. Сегодня есть масса самых различных материалов, которые помогают человеку как следует утеплиться. Самый популярный – флис, он лёгкий, и в то же время за счёт внутренней структуры очень хорошо теплоизолирует. Флисовая кофта и штаны хорошо помогают сохранять тепло тела. Существует масса видов такой одежды, она делается для лыжников, альпинистов и рыбаков. И хотя цена может показаться немалой, теплоизолирующая одежда, как правило, служит довольно долго и хорошо. Выбирать стоит одежду для низких температур и низкого уровня физической активности, она лучше держит тепло.

 

Верхняя одежда. Тут надо учесть одну немаловажную деталь. В лесу или даже на дороге можно упасть. Лёд твёрдый, он может быть еще и острым. Заледеневшие ветки деревьев и кусты – ещё твёрже льда. Поэтому разодрать одежду при падении можно очень легко. В то же время, обдувающий ваше тело ледяной воздух заморозит вас довольно быстро – поэтому нужна одежда, которая хорошо защищает от ветра. Единственный вариант в этом случае – одевать и то, и другое сразу. Снизу – ветрозащитную одежду, выполненную по технологии Виндблок, Виндстоппер, Софтшелл, Полартек или другой аналогичной. Такую одежду носят альпинисты – она тонкая и в то же время спасает от холода и ветра. Наверх – одежду из кордуры, например туристические куртку и штаны, необязательно мотоциклетные, без подстёжки (она не нужна). Или одежду из ткани с рип-стопом (переплетённые клеточками волокна, которые предотвращают ткань от разрыва), такую одежду можно купить в охотничьем магазине. Понятное дело, пластиковая защита одевается под защитную одежду, поэтому она должна быть свободной.

 

Ноги. Понятное дело, что ездить надо в специальных сапогах для мотокросса. Но зимой ноги надо дополнительно утеплять. И в то же время тёплые носки не должны сжимать пальцы на ногах, иначе те быстро замёрзнут. В идеале – чтобы у вас были отдельные сапоги для езды зимой, минимум на размер больше чем сапоги для езды летом. Если нет такой возможности – стоит вынуть стельки из своих сапог и одеть носки потолще. Шерстяные носки, которые так любят вязать наши бабушки, к сожалению слабо спасают от переохлаждения. Нужны термоноски. Помимо мото термоносков, есть носки для рыбаков и альпинистов от множества производителей. Они, как и термобельё, производятся с учётом уровня физической активности и температуры воздуха, нам надо самые суровые – для низкой активности и низкой температуры. Если есть возможность – можно надеть поверх них флисовые носки, с ними будет ещё теплее, главное чтобы сапоги вам не давили.

Одевать ли штаны поверх сапог или под них? Лучше всё-таки поверх сапог – тогда в сапоги не будет забиваться снег. Если такой возможности нет, у вас например есть только мото-кроссовые штаны, которые поверх сапог просто не надеваются, то имеет смысл купить так называемые «фонарики» - бахилы, которые одеваются поверх ботинок для альпинизма. Они выполняют ту же функцию – не дают снегу забиваться в сапоги. Не думайте, что высота мотокроссовых сапогов спасёт вас – после первого падения снега нагребёте от души, а сапоги, как правило, не водостойкие, так что лучше заранее приготовиться. Особенно это касается сапог с вентиляционными «окнами», их надо закрыть обязательно, если нечем – просто замотать скотчем.

Если есть возможность – купите себе стельки или носки с электроподогревом. Отличная вещь.

 Руки. Для утепления рук выход один – термо-перчатки. Мото-производители предлагают довольно большой ассортимент осенне-зимних перчаток с утеплителем и мембраной, а также с жёсткими элементами защиты. Если таковых нет – имеет смысл использовать лыжные перчатки. Наилучший вариант – перчатки с утеплителем Прималофт, это синтетический заменитель гусиного пуха.


Но и тех, и других может оказаться недостаточно. Что делать? Есть два варианта. Ручки с электроподогревом помогут вам не отморозить пальцы. Можно также найти в продаже муфты на руль – они одеваются таким образом, что закрывают рычаги тормоза и сцепления, прикрывая руки от холодного ветра. Муфты можно изготовить и самостоятельно – отпороть рукава от старой зимней куртки, и надеть их поверх защиты рук на руле. Главное помнить – вам надо работать с рычагами тормоза и сцепления, поэтому толстые рукавицы здесь не к месту.

 

Голова. Понятное дело, что и зимой, и летом катаемся в стандартном шлеме для мотокросса. Под шлем обязательно надеть тёплый подшлемник. Лыжные или рыбацкие подшлемники из флиса вполне годятся. Есть такие, которые закрывают всё лицо, оставляя только глаза – попробуйте их одеть, прежде чем покупать, потому что есть риск запотевания очков от вашего дыхания. В идеале наличие носового отсекателя дыхания на таком подшлемнике. Также хорошо бы, чтобы на подшлемнике была манишка – часть, прикрывающая шею и грудь, она предохранит вашу шею от ветра через воротник куртки. Только не покупайте альпинистский подшлемник из полартека – потеть в нём будете очень сильно, он не пропускает воздух вообще и нужен для высоких гор.

 Очки. Заледеневшие ветки деревьев жёсткие, как колючая проволока, так что зимой очки обязательны. Летние очки зимой не годятся – они вентилируемые, и вам в глаза будет задувать холодный воздух. Надо очки с двойными стёклами, и желательно с покрытием анти-фог (против запотевания). Такое покрытие нельзя протирать тканью, иначе можно его стереть, но зато эти очки не запотевают. Если такого покрытия нет – купите баллончик анти-фога в том же магазине, где продаются очки (например в магазине зимней спортивной экипировки). Запотевшие очки быстро обмерзают, и вы вообще не сможете через них что-либо увидеть.


И ещё один момент. Снег под солнцем слепит. Если не получилось найти очки со сменным внешним стеклом, попробуйте одеть поляризующие солнцезащитные очки под шлем. Мне такие очки здорово помогали летом при езде в закат.

 

Защита. Одевайте стандартный комплект защиты – черепаху, наколенники, компрессионные шорты. Падения никто не отменял, а результаты их зимой могут быть даже хуже, чем летом – лёд твёрдый, как камень. Ясное дело, верхняя защитная одежда должна быть достаточно свободной, чтобы защиту можно было одеть под неё, и чтобы всё это не сковывало ваши движения.

 Ну и наконец. Мотокросс – это отличное увлечение, но если у вас нет опыта езды на кроссовом мотоцикле – лучше пусть вас научит профессионал. Мне вспоминается мой знакомый, который после литрового спорт-туриста пересел на кроссовый мотоцикл. Первая же поездка закончилась переломом ноги в лесу, вдали от цивилизации. Думаю, вам такое приключение ни к чему. Мотошкола – это не только место, где вас научат ездить по «змейке» на площадке, что необходимо для сдачи экзамена в МРЭО. Там вас научат всему необходимому для мотокросса. И, поверьте, это будет дешевле, чем потом самому устранять последствия неумения правильно ездить.

 

статьи по теме