rss

Часть вторая. Шлема и их компоненты

18.01.2012 16:38:15

Теперь расскажем о том из чего шлема состоят. Задача не просто дать вторую скорлупу, которая примет на себя асфальт, а рассеять удар и не передать его на голову. Вот этим собственно и отличаются дорогие шлема от дешевых. Собственно шлем состоит из трех слоев. Внешний - защищающий от точечных ударов, второй — внутренний рассеивающий удар по своей поверхности и третий — гигиенический или обеспечивающий комфорт. Собственно на этих трех слоях предлагаю и остановится подробнее. Переходим к деталям составляющих шлема.

Из чего состоит шлем

Внешняя скорлупа: Повторюсь, задачей внешней поверхности шлема является принятие на себя всей энергии удара, то есть амортизация при столкновении с поверхностью или с предметом. То есть, основное в данном случае это очень крепкая скорлупа. 

Работа скорлупы шлема HJC

Работа скорлупы шлема HJC

*Детальнее статью о тесте этого шлема на удар можно прочитать тут

 

Она производится несколькими способами. Первый самый дешевый, это формовка скорлупы из пластика. Очень дешевая конструкция с одной стороны, с другой при сильном ударе шлем может банально расколоться на части. Второй более дорогой способ производства это изготовление оболочки из пластика, который укладывается несколькими слоями но в разных направлениях. Это дает более прочную конструкцию и при небольших скоростях она вполне оправдана. Например скутерные шлема не должны быть в принципе очень дорогими, так как скорости очень низкие. Следующий тип производства — это использование композитных материалов в производстве скорлупы. То есть в перемешку с пластиком добавляют усиливающие элементы из поликарбоната и прочих твердых материалов. Соответственно, чем больше сверхпрочных материалов, тем дороже шлем, это и влияет на стоимость шлема. Ну и последним способом производства является шлема выполненные полностью из прочных материалов таких как карбон. Это самый дорогой способ производства, но и самый надежный. Скорлупа выдержит очень сильные удары и не расколется. Полностью композитный шлем весит около 900 грам и практически не ощущается на голове.

 

Следующим элементом конструкции является внутреннее наполнение скорлупы. Задача внутренней части рассеять удар и не дать энергии возможности точечно пройти к голове. То есть при ударе внутренняя часть шлема принимает на себя удар от внешней поверхности и рассеивает. Обычно внутреннюю часть делают из пенопласта или похожих по свойству материалов. Легкость и ударопоглащающие свойства делают эти материалы очень подходящими для использования в этих конструкциях. Так же внутреннее наполнение служит для того чтобы шлем плотно находился на голове пилота. Их так же еще называют лекалами шлемов. Собственно от внутренней формы пенопласта в большей части и зависит насколько удобно шлем будет на вас сидеть. Эта часть конструкции практически одинаковая технически, но очень отличается по геометрии.

Внутренняя скорлупа шлема

Следующий слой наполнения шлема можно назвать гигиеническим. Именно эта часть находится в зоне комфорта гонщика. Состоит из поролона, или похожего по свойствам материала, и ткани, которая прилегает к коже мотоциклиста по всей поверхности, образуя плотный контакт между шлемом и мотоциклистом. Защитной функции даная часть не несет но, обеспечивает комфорт и гигиену. Это немаловажный фактор, потому как в этой части скапливается пот и со временем может появляться запах. Посему эту часть иногда делают с анти-бактериальной пропиткой. В некоторых моделях шлемов щепные части являются съемными, иногда вместе с пенопластовой частью, и имеют несколько размеров по толщине. Таким нехитрым способом можно регулировать размер шлема если голова находится в промежутках между размерами или отличается полнота лица. Для людей с большим лицом щечные вставки идут меньшие по толщине, для людей с худым лицом наоборот — вставки потолще, что обеспечивает плотный контакт с шлемом.

Внутренний слой шлема

Иногда эта часть шлема съемная, ее можно снять с пенопласта и стирать, как утверждают производители. Лично на своем опыте могу сказать что ни разу не видел удачного случая стирки этой ткани. Вернее разборка и стирка получалась а вот сборка... вобщем не разбирайте шлем без надобности, потом может все ЭТО внутри выглядеть смешно :)

 

Воздуховоды. Отдельно стоит обратить на то сколько воздуховодов расположено в шлеме. Чем больше тем лучше. Закрыть всегда лучше чем жарится от недостаточной вентиляции. Воздуховодов должно быть много. Стоит обратить внимание чтобы дюзы внутри шлема не были направлены прямо в глаза, потому как мусор и пыль может в них попадать. Обратите внимание на вентиляцию затылочной зоны, это важно. Так же стоит посмотреть чтобы на стекло было направлено много воздуховодов, потому как при низких температурах вам понадобится сильный обдув чтобы убрать запотевание стекла.

 

Шумность. Это фактор о которых все говорят при выборе шлемов. 

Из рассмотренных типов самые шумные — Jet, за ними — flip-up, наименее шумные — интегралы. Абсолютно бесшумных шлемов нет. Разболтавшийся или не прилегающий плотно визор тоже будет шуметь, как и неграмотно расположенные воздуховоды.

 

Например шлема Arai очень шумные, даже очень дорогие модификации типа RX-7. Зато UVEX тяжелые шлема, но защита у этих двух шлемов будет очень разная в пользу Arai. Обычно шумность имеет прямое отношение с весом. Тяжелее - тише.

В любом случае для дальних поездок беруши незаменимы

 

Вес - это важный фактор. Тяжело носить на голове коробку весом в 3 кг, да еще болтать ею при перегрузках. Выбирайте максимально легкие шлема.

 

Расположение визора - есть несколько типов шлемов. первые предназначена для туризма, вторые для гонок. Мы читали о них в начале статьи.

Для туристической и городской езды есть модели с дополнительным затемненным визором, опускающимся независимо от основного. При выборе надо обратить внимание на прилегание к пазам шлема, иначе через некоторое время дополнительный визор поцарапается и станет непригоден для езды с ним.

 

Визор и дефлекторы

Визоры и дефлекторы

читаем отдельную статью тут

 

Застежки. Есть много типов застежек шлемов от простых до профессиональных. Простые (с точки зрения удобства пользования, но не по конструкции)

Быстрая застежка шлема

Быстрая застежка шлема

это те, коорые можно застегнуть и расстегнуть одной рукой. То есть всевозможные защелки, стяжки, затяжки и прочие изыски научно технического прогресса. Все они ориентированы на то чтобы мотоциклист тратил как можно меньше времени на застежку шлема. Это все удобно для туристических и городских можделей и если вы не используете шлема при высоких нагрузках и скоростях, смело можете пользоватся шлемами с такими застежками. Но в мире пока не придумали ничего более надежного чем D кольца.

Система крепления шлема D-ring

Как застегнуть шлем с D-ring креплением

Этот способ крепления шлейки используется во всех профессиональных шлемах. Это 2 кольца через коорые продевается шлейка и потом возвращается в первое кольцо как показано на рисунке. Это немного дольше, но когда привыкаешь занимает столько же времени и задействования 2х рук. С другой стороны это ваша безопасность. Может стоит потратить на полторы секунды больше?

 

Цена

Характеристики влияющие на цену мы уже обсудили теперь ищем баланс.

 

Обращаем внимание на вентиляцию, расположение визора, как базовые факторы. Затем непосредственно выбор. Уровень защиты и вес, ну и цена. Вот треугольник в котором я рекомендую вам двигаться. Находите оптимальное соотношение и по цене и далее переходим к примерке. По большей части чем дороже шлем тем лучше, но не стоит гнаться за самыми последними годами, так как часто они отличаются только раскраской (то есть последней репликой любимого гонщика Moto GP например. В даном сегменте можно смело пойти по этому принципу выбора “шапки”.

Dez (Сергей Герман), Ivor (Игорь Волчек)

статьи по теме