rss

Техника управления задним тормозом

19.05.2017 19:23:55

Автор – Ник Йенач.

Перевод – Виталий Борейко.


На этом фото, сделанном в 2014 году, Кайл Вайман выполняет торможение задним тормозом во время демонстрационного выезда в Школе чемпионской езды Ямаха (Yamaha Champions Riding School), одновременно наклоняя мотоцикл для того, чтобы потерять сцепление заднего колеса (а также манипулируя сцеплением для этого). Владение задним тормозом – основная тема этой статьи. В ней также есть важные моменты для того, чтобы вдохновить вас достичь максимального уровня мастерства в контроле вашего мотоцикла.

 

Стандартным советом в мире владельцев спортбайков по поводу заднего тормоза является «Не трогай!». Этот совет основан таких же достоверных данных, как и утверждение о том, что чёрные следы от шин на дороге приводят к вылету с неё.

Короткобазные спортбайки при жёстком торможении передними тормозами переносят большую часть веса на переднее колесо. Так что заднее колесо оказывается весьма слабо загруженным, а иногда и подымается в воздух. Любое касание заднего тормоза в таком состоянии приводит к блокировке заднего колеса. Так что «Не трогай его!»

Но погодите! Если задние тормоза не предполагается использовать – зачем тогда вообще их ставят на мотоциклы? Почему мотоциклы для начинающих, такие как ХТ250, CBR250 и GW250, все оснащены задними тормозами? И почему тогда в WSBK и MotoGP мотоциклы оснащены задними тормозами? Почему чемпионы, такие как Мигуэль Демель, Трой Бэйлисс, Мик Дуэн (и, кстати, Кайл Вайман из Школы чемпионской езды Ямахи) установили себе ручной привод заднего тормоза на левые клипоны?

Так что, продолжая эту мысль, можно сказать: если заднее колесо касается дорожного покрытия, то его замедление возможно. Если вы можете замедлить мотоцикл эффективнее, вы быстрее остановитесь, сделаете радиус вашего поворота меньшим, и вообще будете лучше контролировать мотоцикл. Если есть шанс замедлить ваш мотоцикл на три процента лучше, используя задний тормоз, эти три процента могут иметь большое значение.

 

Лично и профессионально.

Во время демонстрационной езды с пассажирами в Школе чемпионской езды Ямахи, инструкторы активно используют задний тормоз. Это происходит потому, что они ехали на сравнительно длиннобазных мотоциклах, таких как FZ1 и FZ10, и задние колёса были загружены весом пассажиров. Я бы сказал, вес распределялся в соотношении 75% на переднее колесо и 25% на заднее.


Даже с небольшим, легким пассажиром, езда вдвоём требует большего использования заднего тормоза для замедления, контроля над траекторией поворота и ускорением.

 

Во время уроков езды на мотоциклах Харлей-Дэвидсон и прочих круизерах мы используем задний тормоз очень часто, так как колёсная база этих мотоциклов достаточно длинная, а из-за геометрии этих мотоциклов довольно много веса приходится на заднее колесо. Я бы сказал, 55% веса приходится на переднее колесо и 45% на заднее. Что интересно: когда закаленные гонщики попадают на курсы управления круизером, они не могут ездить быстро, пока они не улучшат значительно навыки управления задним тормозом.

Во время гонок на треке Спондон на мотоцикле TZ750 я почти не пользовался задним тормозом, так как мотоцикл короткий и лёгкий, и во время торможения вес его сильно загружает переднее колесо. Я бы сказал, я использовал передний тормоз на 97%, а задний на 3%.

На дорогах с гравийным покрытием или на автостоянках, или когда я съезжаю с трека, мягкое прикосновение к заднему тормозу помогает мне эффективно замедлить мотоцикл и даёт мне больше шансов не допустить блокирования колеса по сравнению с возможностью блокировки переднего колеса. Я бы сказал, я использую  передние тормоза на 20% и задний тормоз на 80%. Эти проценты не имеют никакого отношения к эффективности замедления мотоцикла, они вызваны тем, что на гравийном покрытии тормозить надо мягко и нежно. А теперь представьте себе пилота, который заявил, что заднего тормоза спортбайка касаться нельзя, и не касается его – как он рухнет на землю случайно или нарочно?

Небольшое торможение задним тормозом в то время, когда вы закрываете газ (до того момента, когда вы начали торможение передним тормозом) во время подъезда к повороту, где вы будете использовать жёсткое торможение, механически замедлит отбой заднего амортизатора и замедлит перенос веса мотоцикла вперёд. Конечно, когда давление в передних тормозах увеличится, задний тормоз необходимо отпустить, потому что сцепление заднего колеса с дорогой уменьшится. Эта привычка «торможения задним тормозом при закрытии газа» будет просто великолепной, когда вы едете с пассажиром, потому что она замедлит перенос веса на переднее колесо. В Школе чемпионской езды Ямахи демонстрация этого торможения открывает ученикам глаза и обычно делается перед тем, как ученикам даётся задание «А теперь проезжаем три круга, используя только задний тормоз. Мягко загрузите шину перед тем, как вам потребуется замедление вашего мотоцикла»

 


Это инструктор Школы чемпионской езды Ямахи Крис Перис. Он НЕ использует задний тормоз своего БМВ «Армия тьмы», потому что заднее колесо в данный момент почти не касается земли. Но Крис говорит нам «Если заднее колесо касается земли, то оно может помочь мне замедлиться хотя бы на чуть-чуть. Чем быстрее едет ваш мотоцикл, тем важнее для вас эффективное торможение, а мощность этого S1000RR составляет 202 лошадиные силы».

 

На треке Спондон и других гонках на короткобазном спортивном мотоцикле я использую задний тормоз при прохождении левосторонних длинных поворотов для того, чтобы уменьшить радиус с помощью некоторого проскальзывания задней шины. Я также использую его как некий трекшн-контроль при выходе из левосторонних поворотов, как это в своё время делал пилот MotoGP Фредди Спенсер на мотоцикле Хонда. Эта техника трекшн-контроля является очень важной при езде во время дождя.

На треке, по которому я еду, есть только одно место, где задний тормоз помогает: это левостороння шпилька, где задний тормоз помогает сделать менее крутым радиус вхождения и помогает контролировать заднее колесо при выходе из неё. В этом повороте задний тормоз добавляет безопасности, и в то же время позволяет на 0,4 секунды улучшить время прохождения круга. Во время шестикруговой гонки это означает -2,4 секунды ко времени гонки, при увеличении безопасности.


Если вы прилагаете все свои силы для победы, и ваш мотоцикл подымается на заднее колесо на четвёртой передаче на кочке посреди прямой на треке Барбер, готовая нога на заднем тормозе может спасти вас от драматического окончания гонки, и при этом газ у вас останется открытым. Когда я начал ездить на мотоцикле TZ750 Расти Бридли по треку Спондон несколько лет тому назад, задний тормоз на нём не работал, потому что предыдущий пилот им не пользовался. Заставить его работать для меня стало очередной сложностью. Но надо пользоваться всеми способами контроля мотоцикла.

 

На спортбайке во время езды по треку или дороге, я использую задний тормоз мягко и плавно, потому что я не рассчитываю, что он сможет значительно затормозить мотоцикл. Он просто слишком мал и слаб, чтобы иметь возможность создать значительное замедление. Он и должен быть таким – маленьким и слабым.

 

Важные модификации.

Эту особенность я не забываю потому, что я вижу, как гонщики ведут себя со своими задними тормозами. Они делают эти тормоза ещё меньше и слабее. Они модифицируют тормоза для того, чтобы требовалось больше давления на ножку тормоза для его блокировки. Они хотят пользоваться задними тормозами, но не хотят повода ругать их. Я считаю, что такие модификации важны для всех пилотов мотоциклов, кроме круизеров.


Заводские спортивные мотоциклы, такие как Ямаха TZ250 или Хонда RS250 (на фото TZ 1995 года), продаются с маленькими задними тормозами и крошечными тормозными дисками. На заводе знают, что заблокированный задний тормоз бесполезен, поэтому его делают практически защищённым от блокировки. Дукати и Триумф поступают так же.

Фредди Спенсер когда-то шутил, что в компании Хонда работает инженер, задачей которого является делать задний тормоз каждый год мощнее (на фото CBR600RR 2003 года). Из-за этой мощности советы типа «Не касайся заднего тормоза» и начали циркулировать среди пилотов спортбайков. Вы можете заметить разницу в размерах между этими тормозами и тормозами TZ. Это призыв к всем производителям: Нам нужны годные к употреблению задние тормоза, а не сильные задние тормоза!

 

Я огромный поклонник антиблокировочных систем на мотоцикле, особенно на бездорожье. Это означает, что водители мотоциклов, оборудованных АБС, должны понимать, что задний тормоз с АБС не заблокирует колесо даже при максимальном на него давлении. Нам надо научиться чувствовать ногой, что АБС работает.

Я также фанат связанных тормозов (типа комби-брейк), потому что заводские инженеры провели громадную работу по балансировке силы торможения между передним и задним колесом. По моему опыту, такие системы встречаются на Хондах и Харлей-Девидсонах.

Да, каждый раз когда мы учимся, мы должны вырабатывать в себе навык управления задним тормозом на грани блокировки колеса. Каждый день, во время каждой поездки. Но также я прошу вас посмотреть на те изменения заднего тормоза в гоночной индустрии, которые повысят чувствительность задних тормозов и снизят мощность.


Это задние колодки моего мотоцикла Ямаха R1, и колодки моей Ямахи FZ-1 выглядят точно так же. Удаление части колодки сверху и снизу уменьшает механическое сцепление колодки. С такой колодкой требуется больше давления в тормозной системе, чтобы заблокировать заднее колесо. Также вы можете прорезать в материале вертикальные прорези, как делал мой друг Шейн Тёрпин (пилот серии WSBK) на своём трековом мотоцикле. При выполнении этих операций используйте защиту глаз и органов дыхания. Я, когда делал такое, использовал ножовку и острый нож.


В пылу гонки мы можем стать сверх-агрессивными в атаках на соперников, и меньшая мощность заднего тормоза может помочь вашему спортбайку. Но даже если учесть, что моя FZ-1 ездит в основном по дорогам, мне необходима дополнительная безопасность от блокировки заднего колеса, потому что я пользуюсь задним тормозом довольно часто, и езжу на мотоцикле как по асфальту, так и вне его. Главное отличие в том, как мы чувствуем передние тормоза и задний тормоз, это сапоги с толстыми подошвами, которые мы обуваем, и которые лишают наши ноги той чувствительности, какую имеют пальцы в перчатках. Именно поэтому я рекомендую уменьшить мощность заднего тормоза.


Видите короткую пружину, которую Graves Motorsports установили на штоке заднего тормоза? Эта пружина требует большего давления сапогом на рычаг тормоза, и позволяет эффективнее чувствовать задний тормоз. Другое усовершенствование, которое вы можете сделать – понизить педаль заднего тормоза регулировкой так, чтобы ваша нога должна была совершить большее движение. Некоторые пилоты верят, что это улучшает чувство тормоза и помогает снизить вероятность блокировки заднего колеса.


На этом тормозном диске меньше металла, чем на стоковых тормозных дисках заднего тормоза. А значит, колодкам достаётся меньше площади контакта. По-моему, это хороший способ обеспечения безопасности, потому что заблокированный задний тормоз бесполезен, а не заблокированный наоборот, весьма полезен для улучшения контроля за скоростью, радиусом поворота, возможностью отрыва переднего колеса от асфальта, переносом веса и скольжением.


Это задний тормоз мотоцикла Ямаха R1 Райана Бёрка (трёхкратного чемпиона WSBK) – отличный экземпляр того, чего пытаются достичь лучшие гонщики. Этот лёгкий тормозной диск и миниатюрный суппорт от superbikeunlimited.com дают Бёрку шанс активно и без проблем использовать задний тормоз. Этот пилот установил пять рекордов круга в 2016 году, используя все органы управления.

 

Я могу продолжать и добавлять фотографии ещё и ещё. Но что я хочу, так это чтобы вы поняли главную мысль этой статьи: использование трёх тормозов на мотоцикле безопаснее, чем использование двух тормозов, но только до тех пор, пока пилот не доводит торможение до блокировки. Мы можем учиться, как тормозить на грани схватывания, но я верю, что эти небольшие изменения в конструкцию заднего тормоза дадут большой эффект в увеличении его пользы. В моей шкале приоритетов, эти изменения конструкции заднего тормоза, которые увеличивают его чувствительность и уменьшают его мощность, находятся вторыми в списке того, что необходимо сделать. На первом месте – подбор правильных шин.

 

И наконец: значительно легче для меня было бы написать «не касайтесь заднего тормоза на спортбайке», но я никогда не опущусь до такого отношения в духе «ты слишком глуп, чтобы это понять». Насколько хорошим как пилот ты хочешь быть? Насколько безопасным? Насколько быстрым? Хочешь ли ты научиться ездить по любым дорогам в любом состоянии? Я это пишу для того, чтобы вызвать вас сделать следующий шаг в вашей игре. Чтобы освоить такие приёмы, как сброс передач посреди прохождения круга, мягкое торможение задним тормозом, точное управление положением мотоцикла во время всей вашей поездки, трейл-брейкинг (прохождение поворотов с заносом заднего колеса) и точное управление вашими тормозами во время того, как мотоцикл едет под наклоном. Когда идёт гонка в высоком темпе и дроссели у всех мотоциклов полностью открыты, Такой примитивный совет (не касайся заднего тормоза спортбайка) может по вам очень больно ударить. Научитесь управлять задним тормозом сегодня, и если вдруг завтра во время вашей поездки с работы домой пойдёт мокрый снег – с вами всё будет отлично.

 

От переводчика: Ник Йенач – безусловно, отличный учитель. Но не надо забывать про одну маленькую деталь. Вы, конечно, можете учиться навыкам вождения на площадках, парковках и т.д. Но так вы мало чему научитесь – парковки, как правило, для гонок не годятся, так как слишком малы, да и машин на них тоже достаточно. Однозначно, спортивная езда на дорогах общего пользования выглядит красиво и эффектно, но это очень опасно: ямы, бугры, скользкая разметка, водители, которые не умеют пользоваться зеркалами и сигналами поворота – всё это способно вас убить моментально. Совсем другое дело – мотошкола, занятия которой происходят на треке. Она может помочь вам достичь совершенства в пилотировании мотоцикла на тех скоростях, на которых вы реально будете ехать по дорогам. Безо всяких скидок. И, в том числе, такая школа поможет вам научиться ювелирно точному управлению задним тормозом.

Виталий Борейко

статьи по теме