rss

Шесть шагов до первого касания асфальта коленом и общего улучшения владения телом

29.05.2017 17:12:52

Среди всех советов по пилотированию мотоцикла, которые есть здесь, именно советы по тому, как касаться асфальта коленом привлекает наибольшее внимание. Это не удивительно, потому что слишком хорошо известно, насколько силён соблазн в повороте коснуться коленом асфальта, даже если этот приём не даст вам никакого позитивного эффекта. Конечно, есть определенные преимущества в том, чтобы понимать, насколько глубоко мы можем наклонять мотоцикл, но реально мы хотим научиться делать этот приём сперва для хвастовства и самодовольства.

Эта статья даст вам 6 советов о том, как ехать, касаясь коленом асфальта. Эти советы вы можете использовать в вашем обучении, а если вы их примените правильно – то звук пластика, скребущего по асфальту, вы услышите очень скоро.

Правильная техника касания коленом асфальта: положение тела и скорость.

Вы будете удивлены, но во многих случаях, когда вы наклонили мотоцикл почти достаточно для того, чтобы коснуться асфальта коленом, положение вашего тела настолько неправильное, что вам до касания коленом асфальта как до Луны.

Вот некоторые подсказки для того, чтобы помочь вам принять правильное положение тела на мотоцикле. Начнём снизу.

Андреа Довициозо заходит в поворот. Хорошо видно, как его ноги стоят на подножках.

 

Шаг 1: Ноги крепко стоят на подножках.

Есть много разных способов постановки ног на подножки, и пока они дают вам стабильную опору для всего вашего тела – вы на правильном пути. Считается, что правильно ставить ноги на подножки так, чтобы ноги опирались об подножки подушечками стоп – так, как будто вы хотите вцепиться в подножки пальцами ног.  Это позволяет вам немного поднять голень ноги, находящейся снаружи поворота (ноги, коленом которой вы НЕ пытаетесь коснуться асфальта) и зафиксировать колено и бедро, уперев ногу в бак.

Нога, которая находится внутри поворота, находится в такой же позиции, но пятку надо слегка повернуть по направлению к мотоциклу. Если у вас есть пластина защиты пятки на водительских подножках – упритесь пяткой в эту пластину, это будет эталонное положение ноги.

Вы можете увидеть, что у других пилотов, и в том числе профессиональных гонщиков, ноги стоят по-разному. Одно из наиболее популярных положений ноги – когда нога стоит на подножке серединой стопы слегка развёрнуто, пальцами от мотоцикла. Опять же, всё напрямую зависит от личных предпочтений, но, как сказано выше, главное, что делают ноги на мотоцикле – обеспечивают стабильную опору для остального вашего тела, в том числе для переноса веса, движений вдоль мотоцикла и так далее. Это подводит нас к следующему шагу.


Марк Маркес готовится ко входу в поворот. Обратите внимание на положение его ног.

 

Шаг 2: На мотоцикле вас удерживают ваши ноги, а не ваши руки.

Когда ваши ноги расположены так, как описано выше, вам необходимо приподнять вашу ногу, находящуюся снаружи поворота, упереть её коленом в бак и зафиксировать. Эта нога и внешняя подножка будут вашими точками опоры так, как это описано ниже в разделе «Попробуй сам».

Выставьте колено наружу так далеко, как вы можете сделать, не напрягая мышцы. В этой ситуации поворот вашей ноги, которая находится внутри поворота, пяткой к мотоциклу поможет вам, так как даст возможность увеличить угол, на который вы выставили ваше колено.

Обратите внимание на положение тела и ног Хорхе Лоренсо про прохождении поворота.

 

Шаг 3: Насколько сместиться с седла?

Это очень просто – настолько, насколько вы пожелаете, при условии, что вы будете сохранять стабильное положение тела и будете опираться на ваш мотоцикл, не используя при этом руки. Для старта отличным решением будет сдвинуться на пол-корпуса, хотя некоторые пилоты при прохождении поворотов полностью свешиваются с седла, а другие – только немного сдвигаются. В общем, найти для себя правильное свешивание с мотоцикла – это вопрос тренировок, но результатом в любом случае должно быть перемещение тела относительно седла с сохранением его стабильного положения без упора на руки.


На этом фото отлично видно, насколько сместился Валентино Росси при прохождении поворота.

 

Шаг 4: Не сидите слишком близко к баку

Если вы сидите так, что ваши яйца прижаты к баку, то, когда вы начнёте смещаться при прохождении поворота, ваше тело будет вращаться вокруг бака и выталкивать вперёд ваше колено, которое находится внутри поворота, вместо того чтобы выставлять его в сторону покрытия дороги или трека. Но, если вы сядете на пару десятков сантиметров дальше от бака, вам будет гораздо легче выполнить свешивание. Бедро вашей внешней ноги в таком случае легко сместится туда, где до этого вы удобно сидели.

Некоторые гонщики считают, что посадка поближе к баку помогает вам в зоне торможения, а также помогает вам перенести больше веса вперёд, чтобы избежать подъёма мотоцикла на заднее колесо при выходе из поворота. Но предпочтительно сидеть подальше от бака, потому что при такой посадке заметно легче занять на мотоцикле ту позицию, которая требуется мне в данный момент.

Кейси Стоунер.  Обратите внимание на его посадку.

 

Шаг 5: Не забудьте про вашу голову

Опять же, стиль вождения разных пилотов отличается, но правильное нейтральное положение головы – это прямо напротив зеркала, которое находится внутри поворота на любом современном спортбайке. Представьте себе, что вы хотите посмотреть на себя в зеркало, и ваша голова будет в правильной позиции или близко к ней. Чтобы дать вам представление о том, как это будет выглядеть, представьте себе взгляд с высоты птичьего полёта и проведите линию вниз от головы вдоль позвоночника к вашему копчику.


Теперь, во время свешивания, эта линия должна быть параллельной с осью вдоль вашего мотоцикла. Чего вам надо избегать – так это ситуации, когда нижняя часть вашего тела свисает с мотоцикла, а голова остаётся над центром руля. Такая позиция сильно осложнит вам управление мотоциклом, и вы не сможете правильно выставить колено.

 


Пилоты MotoGP входят в поворот. Обратите внимание на положение тела и головы.

 

Шаг 6: Постепенно увеличивайте скорость, на которой вы выполняете свешивание.

Наверняка вам не надо говорить о том, что как бы правильно вы не выполняли свешивание, но если вы при этом едете на скорости 5 км/ч. – вы никогда не коснётесь коленом асфальта. Понятное дело, это не значит, что в поворот надо заходить на скорости 150 км/ч., особенно если он достаточно крутой.

Если вы не коснётесь асфальта коленом после того, как выполните всё вышеперечисленное, дайте скорости прохождения поворотов потихоньку увеличиваться. Вместе с этим увеличится ваша уверенность в том, что вы пройдёте поворот благополучно, и появится навык наклона мотоцикла под необходимым углом. Не торопитесь, пытаясь максимально наклонить ваш мотоцикл в повороте, особенно если этот наклон вас пугает. Постепенно вы достигнете необходимого навыка.

Хорхе Лоренсо входит в поворот. Обратите внимание на положение тела и головы.

 

Попробуйте сделать это дома!

Поставьте ваш мотоцикл на боковую подножку, сядьте на него и потренируйтесь выполнять шаги 1 -5.

Обратите внимание, что вы чувствуете во время свешивания. Если вы чувствуете напряжение в мышцах ваших рук, сосредоточьтесь на укреплении мышц ваших ног для того, чтобы зафиксировать себя на мотоцикле. Конечным результатом такой тренировки будет ситуация, когда при свешивании вы сможете убрать руки с руля полностью. Это означает, что при езде ваши руки будут расслаблены и предоставят переднему колесу возможность без проблем выполнить свою работу – стабилизировать мотоцикл.

Не переживайте, если выяснится, что вы не можете тренироваться так подолгу. Свешивание тяжелее выполнить, когда мотоцикл стоит неподвижно. Цель тренировки состоит в том, чтобы вы не упали с вашего мотоцикла, когда поедете на нём, и чувствовали себя комфортно, имея возможность убрать руки с руля.

 

Дополнительный совет 1: Свешивание даёт возможность меньше наклонять мотоцикл.

Если вы правильно выполнили свешивание внутрь поворота, вы сместили центр тяжести мотоцикла ниже, а значит мотоциклу не требуется наклоняться настолько глубоко, как если бы в том же повороте на той же скорости вы сидели на нём прямо и неподвижно.

Марк Маркес выполняет торможение перед входом в поворот. Обратите внимание на положение его тела – колено уже вынесено в сторону поворота, хотя мотоцикл ещё не поворачивает.

 

Дополнительный Совет 2: Принимайте правильное положение тела раньше.

Принимайте правильное положение тела на мотоцикле до того момента, когда вы начнёте поворачивать. Попытка свеситься в ходе поворота ухудшает стабильность мотоцикла, потому что вы перемещаете свой вес и давите на руль в это время. Не будем дальше вдаваться в детали этой темы, потому что она выходит за пределы нашей статьи, поэтому просто помните: принимайте правильное положение тела раньше, чем вы начали поворачивать, ещё во время торможения.

Обратите внимание как пилоты переносят тело во время прохождения шиканы – связки из двух поворотов.


Резюме

Пожалуйста, обратите внимание, что это не инструкция о том, как правильно сидеть на мотоцикле. Вы можете увидеть, что множество пилотов во время трек-дней и профессиональных гонщиков делают всё вышеописанное немного по-другому. Но шаги, указанные выше, дадут вам хорошую базу для начала.

Кое-что из вышеописанного можно узнать во время трек-дней. Пилоты обычно уделяют положению тела очень много внимания, хотя есть другие области, где улучшение навыков даст столь же плодотворные результаты по улучшению общего навыка вождения. Это, например, работа над обзором и управление газом при выходе из поворота.

В то же время, известно, что первое касание коленом асфальта в повороте придаёт новичку чувство эйфории, и именно поэтому вполне понятно, почему пилоты целеустремленно тренируются для того, чтобы сделать это.

Поэтому займите правильное положение на мотоцикле, согласно вышеописанной методике, и начните тренироваться.  Это окажет вам большую помощь в улучшении техники пилотирования мотоцикла путём выбора правильного положения тела, правильного использования переноса веса вашего тела и, наконец, даст возможность впервые коснуться асфальта вашим коленным слайдером.

А если это не произойдёт сразу – подождите немного, и когда ваша скорость прохождения поворотов увеличится, это точно произойдёт, если вы, конечно, при этом не забудете о правильном положении тела на мотоцикле.

 

Виталий Борейко

статьи по теме