rss

Прохождение поворотов: руководство для новичка

19.03.2017 18:37:25

Если посмотреть на то, как ездят по треку новички, то наибольший выигрыш во времени прохождения круга они могут достичь, улучшив навыки прохождения поворотов, а значит, и скорость их прохождения. И это именно та часть навыков, над улучшением которой работают большинство пилотов. Во время теле-репортажа мы видим, как то одного, то другого пилота мотоцикл катапультирует из седла. Чаще всего это происходит именно во время прохождения поворота, и это не удивительно.

Умение точно проходить повороты является одним из наиболее сложных особенностей езды на мотоцикле по треку. Более того – его тренировка также сложна, так как всегда есть риск не удержать мотоцикл и получить хайсайд. Но именно по этой причине навыки прохождения поворотов необходимо улучшать вдумчиво и методично, с учётом всех факторов, которые имеют на них влияние. 

Вот несколько особенностей, о которых стоит поговорить, чтобы дать вам возможность понять, на что следует обратить внимание прежде всего.

Траектория

Является ли ваша траектория в повороте наиболее подходящей для максимального ускорения при выходе из него? Если вы поворачиваете слишком рано или слишком медленно, то вы слишком широко выйдете из поворота, что помешает вам открыть газ на полную мощность. Соответственно, вы потратите больше времени, чтобы ваш мотоцикл занял правильную траекторию на треке. Когда вы уложите мотоцикл в поворот глубже и резче, это даст вам возможность открыть газ раньше и сильнее.


При прохождении поворота желательно держать траекторию таким образом, чтобы от места наклона мотоцикла в повороте до места выхода из поворота траектория движения вашего мотоцикла была наиболее прямой. То есть вам необходимо поворачивать как можно позже и как можно резче. Что это вам даст:

1. Чем глубже вы уложите мотоцикл во время поворота – тем быстрее он повернёт, и тем раньше вы сможете начать открывать газ в повороте.

2. Чем прямее траектория движения вашего мотоцикла – тем раньше и больше вы можете открыть газ.

3. И наконец, при такой технике прохождения поворота вы будете лучше видеть то, что происходит за поворотом, а значит сможете спланировать вашу дальнейшую траекторию движения

Понятно, что перед поворотом ваша скорость должна быть меньше, чем обычно при прохождении такого поворота. Тогда радиус вашего поворота будет меньше. Но потерю времени из-за меньшей скорости в начале прохождения поворота вы компенсируете тем, что раньше и больше откроете газ, а значит скорость на выходе из поворота у вас будет больше.


Выравнивание

Чем быстрее вы выровняете мотоцикл после прохождения поворота – тем больше вы сможете открыть газ, и тем резче будет ваше ускорение на выходе из поворота. Чем меньше угол наклона мотоцикла – тем больше пятна контакта шин с дорогой и тем меньше шансов у вас при открытии газа сорвать колесо в занос. А значит, можно открыть газ больше и получить большее ускорение.

Этот пункт имеет прямую связь с предыдущим. Если вы вошли в поворот слишком широко, то при попытке резко выпрямить мотоцикл он поедет наружу трека. А значит, ваша траектория поворота прям определяет, когда и насколько быстро вы можете начать выравнивать мотоцикл. Ну, а момент начала выравнивания определяет, насколько вы можете ускориться в повороте. 

Но как же нам ускорить выравнивание мотоцикла? Если вы читали книги о том, как управлять мотоциклом, то вы знаете, что мотоцикл наклоняется при использовании контрруления. Мы давим на рукоятку руля вниз – и мотоцикл поворачивает. Значит, для того, чтобы мотоцикл прекратил поворачивать – сделайте наоборот! Если вы хотите выровнять мотоцикл – надавите на рукоять руля, противоположную направлению поворота, и мотоцикл начнёт выравниваться. То есть вы как бы делаете контрруление в обратном направлении. Это просто.


Обзор

Дайте вашим глазам возможность показать вашему мозгу, сколько свободного пространства для маневра у него есть. Очень распространенная черта поведения многих мотоциклистов: во время начала прохождения поворота они находят глазами точку апекса, и всё время смотрят на неё, даже когда мотоцикл уже проходит её. И только когда мотоцикл проходит апекс – они подымают глаза, чтобы посмотреть, сколько свободного места впереди у них есть.

Вместо этого, когда вы только подходите к апексу, и находитесь на расстоянии 4-6 метров от него, стоит поднять глаза и смотреть за апекс – туда, куда вы сейчас едете, на выход из поворота. В этом случае вы сразу же поймёте, что можете начать выравнивать мотоцикл раньше, чем обычно, и ускоряться сильнее, чем обычно, просто потому что перед вами открылось больше свободного пространства.

Это один из многих навыков зрения, который реально поможет вам.

Управление газом в повороте

То, как у нас открыт газ в процессе поворота, сильно влияет на его прохождение. Ещё одной общей чертой для начинающих пилотов является то, что они закрывают газ перед поворотом и не открывают его до того момента, пока мотоцикл не поедет прямо. Причиной этому является их желание предотвратить проскальзывание заднего колеса и тем самым сохранить стабильность движения мотоцикла. Но это не совсем правильно, и вот почему.

Первой причиной, почему закрытый газ в повороте это плохо является то, что этим мы дополнительно тормозим наш мотоцикл. Двигатель мотоцикла обладает определенной инерцией, и закрытый газ означает, что сейчас не двигатель крутит заднее колесо, а наоборот – колесо крутит двигатель и тратит на это свою энергию. Точно так же, как при закрытии газа при езде по прямой или в горку, гравитация будет тормозить ваш мотоцикл. Кроме того, центробежная сила, действующая в повороте, также будет замедлять вас.


При прохождении поворота правильным будет закрыть газ в момент начала наклона мотоцикла в поворот и постепенно открывать его, как только мотоцикл повернул на достаточный угол. Это прекращает любое нежелательное замедление и облегчает процесс выравнивания мотоцикла. Кроме того, открытие газа означает перераспределение веса между передним и задним колесом (в сторону заднего), а значит улучшает сцепление задней шины с дорогой, что даёт возможность быстрее ускоряться.

Скорость на выходе

Как только вы достаточно повернули и приоткрыли газ для того, чтобы вес вашего мотоцикла правильно распределился между передним колесом и задним, начинайте выравнивать мотоцикл и  ускоряться одновременно. В этой ситуации вы сможете достичь большей  скорости, чем те, кто поворачивал, держа нейтральный газ или вообще закрыв газ. И чем длиннее поворот – тем большего ускорения вы сможете достичь.

От того, что вы начнёте ускоряться сразу же после поворота, в первую очередь вы получите выигрыш по сцеплению шин с дорогой. Открытие газа разгружает переднее колесо и загружает заднее. А значит – заднее колесо может принять больше мощности двигателя, сохраняя при этом сцепление с асфальтом. А значит – вы будете ускоряться быстрее.

Как уже говорилось, нейтральный газ означает, что вы замедляетесь, а замедление означает, что вес вашего мотоцикла переносится на переднее колесо. В этой ситуации резкое открытие газа и подача на заднее колесо большого крутящего момента могут означать, что сцепления заднего колеса с дорогой не хватит, и произойдёт срыв заднего колеса в скольжение. Вроде бы разница невелика, но мы всегда хотим ездить безопасно, не так ли?

Есть много других преимуществ, которые вам может дать правильное управление газом, но здесь мы коснулись только тех, которые касаются выхода из поворота на треке.


Страх

Очень часто, когда речь идёт о прохождении поворотов на треке, пилоты высказывают боязнь того, что заднее колесо потеряет сцепление с дорогой и начнёт скользить – а это прямой путь к хайсайду. Но позвольте обратить ваше внимание на следующие моменты.

Когда вы открываете газ в повороте, и крутящий момент, передаваемый на заднее колесо, увеличивается, то это  происходит после наклона вами мотоцикла, поворота и начала выравнивания мотоцикла, то есть в обычном процессе прохождения поворота. При этом заднее колесо может начать терять сцепление и скользить, но это не приведёт вас непосредственно к падению. Вы должны продолжать выравнивать мотоцикл и управлять им. И тогда, в процессе выхода из поворота, сцепление заднего колеса с асфальтом восстановится, как только мотоцикл примет более вертикальное положение.


Посмотрите на гонщиков GP в Сепанге в качестве примера (на фото Стоунер). У них начинается процесс скольжения заднего колеса в то время, когда они проходят поворот и начинают выравнивать мотоцикл, но при этом они не падают. В этой ситуации они получают дополнительное преимущество потому, что при проскальзывании заднего колеса оно скользит наружу, а значит, мотоцикл быстрее совершает поворот и быстрее занимает траекторию, на которой можно начинать его выравнивание. Почему же они не падают?

Конечно, я не ожидаю, что кто-то из новичков сейчас сядет на мотоцикл и начнёт проходить повороты в стиле Кейси Стоунера. Но, в то же время, страх сильно уменьшается от понимания того, что, даже если заднее колесо вашего мотоцикла начало скользить, когда вы выравниваете его в процессе прохождения поворота, то это не означает немедленное падение. Скольжение не означает, что мотоцикл вышел из-под контроля, ничего подобного – до падения ещё далеко. Необходимо продолжать выравнивать мотоцикл, плавно ускоряясь, и его динамики хватит, чтобы предотвратить выход из-под контроля до момента, когда он выровняется полностью и сцепление с дорогой полностью остановится. Это произойдёт, если вы, конечно, не сделаете глупость и не закроете резко газ.

Более того, ошибкой в данной ситуации будет и постепенное прикрытие газа. Почему? Давайте разбираться. Закрытие газа приведёт к изменению развесовки мотоцикла – вес переместится на переднее колесо. А так как газ всё же открыт, и крутящий момент на заднее колесо передаётся, то уменьшение нагрузки на него означает только, что сцепление колеса с асфальтом уменьшится. Этого вполне хватит, чтобы окончательно сорвать заднее колесо в занос.


После всего сказанного, можно определить, что необходимо делать для улучшения навыков прохождения поворотов. Как уже было сказано, на этот процесс влияет много факторов, поэтому наилучшим решением было бы найти мото-школу и тренера, если вы хотите достичь заметных результатов в улучшении ваших навыков прохождения поворотов. А рекомендации, изложенные выше, помогут вам сделать правильными первые шаги в освоении техники прохождения поворотов на мотоцикле.

 

Виталий Борейко

статьи по теме