rss

20 советов по вождению. часть 2.

06.12.2015 00:26:25


9. Steve Crevier                                                                                         

СИДИТЕ РОВНО

Миниатюрного роста многократный чемпион канадского Супербайка Steve Crevier начал свою карьеру на лёгкой 250ке. По мере роста кубатуры и продвижения по классам осознал необходимость в изменении посадки. Сидя ровно и вертикально в сидении, или как он говорил – «Гордая посадка», помогало ему получить максимальный рычаг при работе с клипонами. Как инструктор на трек-днях я бесчисленное количество раз его цитировал, заставляя новых пилотов концентрироваться сначала на управлении мотоциклом, а только потом уже корректировать посадку. Когда режим движения станет достаточно жостким и темп вырастет – самое время свешиваться. До этого, сидите ровно.

 

10. Doug Polen
БЫСТРАЯ ТРАЭКТОРИЯ НЕ ВСЕГДА ОЧЕВИДНА.

Последние семь лет я был инструктором в мотошколе The Track Club на Buttonwillow Raceway, и естественно, трассу знаю, как свои пять пальцев. Но, после участия в тренировочной сессии один на один с Doug Polen, с радиосвязью, моё представление о быстрых траэкториях кардинально изменилось. Этот трек имеет две секции со связками из трёх поворотов каждая, и все мечуться по всей ширине полотна, в попытках получить наилучший результат. Все, но не Polen: действующий чемпион АМА и Супербайк. На полном газу пролетает «общепринятую» точку торможения первого поворота, тормозит уже внутри второго поворота, зажимаясь в апекс и выстреливает из третьего. Freddie Spencer называет это специальным выражением «выбросить поворот».



11. Eddie Lawson
ИЗУЧИ РАБОТУ ПОДВЕСКИ

Когда Eddie Lawson вернулся из войн Grand Prix 500сс что-б ездить за Vance & Hines Yamaha Superbike в 1993 Daytona 200, он должен был ехать на незнакомом мотоцикле без возможности предварительных тестов. И решение было следующим, он провёл все тренировочные сессии исследуя все диапазоны работы подвески по всем параметрам настройки, прежде чем хотя-бы попытался поехать быстро. Результат был ожидаемый: он выиграл гонку после эпичной битвы с Мр.Дайтона, Scott Russell. После покинул мотоспорт, и сделал довольно успешную карьеру в Индикар, где его методика не меньше ему помогла.

 

12. Scott Russell

ПОВОРАЧИВАЙ ЗАДНИМ

Однажды, давным давно (1994), в далёком далёком государстве (Малайзия), случилась презентация тогда новенького Kawasaki ZX-9R. Он был горячий-пригорячий, и новые дорожные шины Bridgestone меня вполне устраивали пока я не посмотрел на то, как едем Scott Russell. Неустрашимый тотальным недостатком сцепления (он видал и похуже, к концу гонки), титулованный король чемпионата World Superbike показал ошеломительные круги, каждый минимум на 4 секунды меньше, чем быстрейший из журналистов. Заставляя резину кипеть, он выплывал из каждого поворота боком, и при этом, под полным контролем. Как он это делал? Очень просто: загружал внутреннюю подножку, заставляя заднее колесо подломится и уйти в увод, затем загружает внешнюю подножку, что-б заставить его хорошо зацепиться снова.

 

13. David Sadowski

САМ БУДЬ СВОИМ ПРОСКАЛЬЗЫВАЮЩИМ СЦЕПЛЕНИЕМ

Спросите у любого кто гонялся с David Sadowski и они вам больше расскажут о его стальных … чем о его уме. Но, как показывают результаты 1990 сезона в Daytona 200, и в последующем его работа как телекоментатора – David вкладывал полное осмысление в свои действия как пилота. Однажды на соревнованиях я болтал с Doug Polen в ожидании предстартовой пресс-конференции, когда подошел Sadowski с газетой. На обложке был Polen на входе в поворот 1 со сжатым рычагом сцепления на его Ducati. Последующий диалог был познавательным обсуждением преимуществ затягивания пробуксовки сцепления аж до апекса для модуляции тормозного усилия от двигателя, с целью избегания подскакивания заднего колеса. В наши дни уже повсеместно используется проскальзывающее сцепление, но это по прежнему может оказаться полезной техникой.

 

14. Doug Chandler
ПОЙМАЙТЕ СНОС

Что вы должны делать, когда заднее колесо начинает скользить наружу под газом? Если верить троекратному чемпиону AMA Superbike Doug Chandler, правильный ответ: ничего. Должно быть, он что-то знает. Имея победы во всех четырёх дисциплинах Национального кубка AMA, в мотокроссе и Супермото, он очевидно знает, как скользит и поварачивает мотоцикл. Следуя его советам, худшее, что вы можете придумать, когда заскользил зад – закрыть газ! Вместо того, просто прекратите его открывать его ещё больше, пока колесо не зацепится опять. Однажды будучи протеже Кейта Кода (Keith Code) (Он написал титровку для A Twist of the Wrist 2), Chandler позже открыл свою мотошколу, обучение вождению и гоночному вождению, и одним из первых его выпускников стал его сын, Jett.


 15. Kenny Roberts


ЕДЬТЕ БЫСТРО В БЫСТРЫХ СЕКЦИЯХ

Троекратный чемпион 500сс Kenny Roberts не допускает пограничных состояний – едь или в газ, или тормози. Самый важный поворот на треке это поворот, который ведет на самую длинную (и самую быструю) прямую на треке, и следует отдать приоритет правильному прохождению именно этого сектора. Попытка выжать всё в медленном повороте не просто безсмысленна, а ещё и очень рискова, потому как у вас недостаточно инерции в запасе. Если начнёт уходить перёд в быстром повороте, у вас есть время спасти ситуацию. Если это происходит в медленном – это гейм оувер.

 

16. David Aldana

ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ И РУЧКА ГАЗА ЭТО ОДИН ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ

Я не могу похвастать, что настолько стар, что гонялся с David Aldana, но был период в 90-х, когда мы учавствовали в тестах для журнала Roadracing World и мне пощасливилось провести с ним время. Bones (было его прозвище за его необычный костюм со скилетом) был-бы не он, если-б не повеселил народ очередной гоночной байкой. О чем я понял издалека по характерным движениям запястья, о чем ему и сказал. И тут он заметил, что воспринимает передний тормоз и ручку газа как один орган управления. Закрывая газ ты тянешь рычаг, и ослабляешь тормоз вместе с открытием газа.

 17. Freddie Spencer


ТОРМОЗИ ТАМ ГДЕ ЭТО НУЖНО, А НЕ ТАМ, ГДЕ ТЫ ДУМАЕШЬ ЧТО ЭТО НУЖНО

Я проходил обучение в гоночной мотошколе Fteddie Spencer High Performance Riding School дважды, с интервалом в девять лет. И не смотря на то, что тренировочная программа изменилась, идея осталась прежней: Будь плавным. «У быстрых пилотов медленные руки», говорит Спенсер, и затем садит тебя сзади на свой Honda VFR что-б показать что он имеет ввиду. Трёхкратный чемпион мира не ударит по рычагу тормоза, он давит его очень нежно, как спусковой курок, и также нежно его отпускает. Более того, он использует тормозное усилие чтоб заставить мотоцикл изменить направление, зажимая тректорию по мере того, как падает скорость. Фредди не придерживается жостко точек торможения, действует болем гибко, томозя раньше или позже и корректируя скорость посреди поворота по мере необходимости.

 

18. Marco Lucchinelli
ИСПОЛЬЗУЙ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ

Я проходил курс гоночного обучения вождению, в Ducati Riding Experience в Misano, Италия, пару лет назад, и моим инструктором был призёр 1981г 500сс AMA Чемпионата Marco Lucchinelli. Вопреки прозвищу Счастливчик, он провёл время в тюрме, по делу с наркотиками, и честно говоря не ездил как человек гонявшийся с такими как Roberts и Rossi, или даже с их отцами. Единственный запомнившийся совет от него был – «Ты должен использовать задний тормоз». На мой вопрос почему, он говорил, «Потому, что у тебя их два», и затем пояснял, как именно убрать лишнюю скорость в середине поворота, и что это куда безопасней, чем дожимать передний.

 

19. Barry Veneman
ОТКРЫВАЙТЕ ГАЗ ПОЛНОСТЬЮ

Как пилот Датского чемпионата попал в этот список? На Internationak Masterbike в Валенсии, Испания в 2005-м, я общался с Barry Veneman и он сводил всю проблему быстрой езды к одной простой задаче: «Выбирай траекторию, которая позволит тебе как можно раньше уйти в полный газ». Он пояснял этот до того как получил данные телеметрии в 500сс GP, он понятия не имел, как мало времени проводит на полном газу – как правило, менее 10 процентов круга. И он начал искать траектории, которые позволяли ему открыть «на всю дырку» как можно раньше, убедившись, что ручка газа упёрлась в ограничитель.

 20. Rickey Gadson


НЕ СТАРТУЙ ИЗ КРАСНОЙ ЗОНЫ

И вот мы заканчиваем – в самом начале. Посмотрите старто любой шоссейной гонки и вы увидите обычно 30 пилотов делающих это неправильно. Я знаю, я был одним из них. Это продолжалось, пока пару лет назад Rickey Gadson, Про Драгрейсер, не прояснил мне всё. Большенство пилотов крутят моторы на старте до отсекателя и бросают сцепление, это приводит к диким уилли, дёргающемуся сцеплению, или и тому и другому. Rickey делает это по-другому: мотор держит в точке максимального крутящего момента, не мощности, интенсивно отпускает сцепление и вместе с тем открывает газ. Его старты не очень зрелищны, единственный спецэффект – это вой заднего колеса и впечатляющие результаты заездов. Поверьте, Вы бы не хотели погонятся с ним «ключ-на-ключ».

By Brian Catterson 

Олег Репницкий

статьи по теме