rss

10 Фактов о свешивании

21.02.2016 20:39:43

Почему правильная посадка делает вас быстрым и безопасным пилотом?

Похоже, что положение тела, или красивое свешивание стало новой идеей фикс. Если раньше задачей №1 было достать коленом асфальт, то теперь уже туда стремится локоть, а соответственно и вся посадка стала совершенно другой за последний десяток лет!

Хорошая новость в том, что это не только выглядит хорошо, но и помогает ехать быстрее, но и… безопаснее!

Вот вам 10 фактов, которые нужно знать о посадке на мотоцикле.

1. Есть вполне конкретная причина, по которой практически все пилоты MotoGP выглядят похоже.

Сравните на фото Марка Маркеза на RC213V и Хорхе Лоренцо, Дани Педросу, Ники Хейдена и Валентино Росси и кого угодно со стартовой решетки сейчас. За исключением цветов и наклеек на их мотоциклах и комбинезонах они выглядят идентично. Причина проста – так наиболее эффективно, достигнута лучшая на сегодняшний день форма, и она одинакова для всех. Смотрите на это как на лучший результат в развитии шоссейно кольцевых мотогонок. И, конечно, и я и все только выиграем, если будем стремиться всё делать также.


2. Достать локтем асфальт не самоцель.

Речь идет о безопасности. Пилоты ГранПри свешиваются так глубоко не для выпендрежа, задача сделать наклон мотоцикла как можно меньшим для данной скорости. Меньше наклон – лучше сцепление с дорогой, и больше запас для возможной ошибки и возможность тормозить позже и ускоряться раньше. Даже несмотря на то, что я и вы пока не достигли таких вершин мастерства и углов наклона ни на улице, ни на треке, тем не менее, мы также будем выигрывать от свешивания.


3. Мик Духан делал это неправильно.

Ну, возможно не для своего времени. Но, с современными шинами свесить зад с сидения, и держать торс по диагонали через бак подняв голову, уже далеко не идеальная посадка. Фактически, всё наоборот. Чтобы достичь идеальной современной посадки нужно сместить пол задницы с сидения, а затем опустить торс и шлем вниз к дороге, занимая при этом положение близкое к горизонтальному.


4. Как это работает?

На фронтальной проекции нарисуйте воображаемую вертикальную линию прямо по центру колеса. Учитывая тот факт, что вес вашего тела может иметь наибольшее влияние на угол наклона мотоцикла, мы захотим сместить как можно больше нашего тела за эту линию, к дороге, в сторону поворота. И чем дальше в сторону мы сместим тело, тем меньше будет наклонён мотоцикл при фиксированной скорости. Скажем на 60км\ч вам надо наклонить мотоцикл на 45 градусов в определенном повороте сидя точно по оси мотоцикла. Используя свешивание вы можете уменьшить наклон на тех же 60км\ч (гипотетически) до 35 градусов. Это значительно безопаснее: вы будете иметь больше сцепления с дорогой. И если вдруг вам придется уйти внутрь в повороте, вы можете обратно добавить эти 10 градусов – нет проблем. Или же при задаче ехать быстрее, ваши 45 градусов наклона конвертируются в большие километры в час.


5. Как этого достичь.

Один способ, это просто изучайте фото быстрых пилотов, журналистов и других райдеров и затем повторяйте их посадку. Мы предполагаем, что базовые нюансы посадки вы уже освоили к тому моменту, когда хотите освоить свешивание. В хорошей мотошколе вам просто обязаны об этом детально рассказать. Попробуйте для начала сместить одну «полупопицу» внутрь поворота. Вы как бы должны сидеть на краю сидения. Затем откройте ваше плечо и грудь к повороту, и тянитесь к внутреннему зеркалу. Это должно опустить ваш торс параллельно дороге, и хорошим маркером будет касание бака вашей внешней рукой. Не забывайте смотреть туда куда хотите попасть, и вуаля, отличная посадка.


6. Что делать с вашим весом.

Пристегните внешнюю ногу к вырезу в баке сделанному именно для этого. Совершенно не случайно, это всё называется свешиванием. Остальной вес должен быть распределен по подножкам, но старайтесь внутреннюю ногу держать достаточно разгруженной чтоб она могла поворачиваться. Так, когда колено коснется асфальта, вы сможете его поднять, не мешая более глубокому наклону. Никогда не опирайтесь через колено в асфальт, это может разгрузить шины и привести к лоусайду. Также не опирайтесь в грипсы. Оставляйте вилке свободу движения, чтоб она могла стабилизироваться и это-же сделает для вас руление более легким.

Как только вы начинаете ускоряться из поворота, оставляйте ваше тело внизу и выталкивайте мотоцикл. Меньший угол наклона означает больше сцепления и возможность раньше и сильнее открывать газ, ускоряясь жёстче. Затем, готовясь к следующему повороту, переносите вес через ноги и скользите задом в другую сторону, не прыгая на сидении и на ручках. Это должно быть максимально плавное перемещение.


7. Настройте эргономику.

Случается, что, не смотря на долгие старания пилота и его тренера посадка всё никак не складывается. Или же вызывает дискомфорт и затрудняет управление мотоциклом. Излишнее напряжение в запястьях или спине, понятное дело, не помогут вам быть расслабленным на ручках и точно вести байк на протяжении всего заезда. В этом случае помогут нестандартные компоненты. Поменяйте клипоны, ручки, подножки, заднее сидение, пока мотоцикл не станет для вас комфортным. Но не стоит с этого начинать, как правило стоковый мотоцикл может не подойти только очень высокому парню. И только после того, как вы собрали посадку и понятно стало, что без этого не обойтись, начинайте изменения в эргономике пункт за пунктом.


8. Мотоцикл не имеет значения.

Только положение тела. Принцип тот же, не зависимо от того, едите вы на турере, классике, или даже тяжелом эндуро. Свешивание сделает веселее езду даже круизёре. Меньший угол наклона делает любой мотоцикл быстрее и безопаснее на асфальте.


9. Это поможет и в дождь

Свешивание помогает не только призёрам Гран При ехать быстрее по треку. Это работает и в городе на развязках в дождь, да и в любом месте, где вы хотите быть в большей безопасности. Выравнивая мотоцикл за счёт своего смещения, мы делаем мотоцикл более устойчивым и даем шинам лучше держаться за асфальт.


10. Но это ещё не всё

Основные принципы безусловно работают и всегда дают преимущество, конечно, только то что у вас не выходит держать корпус параллельно земле не означает, что вы плохой или медленный пилот. Рассматривайте идеальное положение тела как ориентир, к которому нужно стремиться, но держите всегда под контролем то, насколько плавно вы работаете с органами управления, хороши ли ваши траектории и безопасно ли вы едете. Профессиональное управление мотоциклом это целый комплекс задач, далеко не только то как хорошо вы смотритесь на фотографиях.

Олег Репницкий

статьи по теме