rss

Тормозные суппорта

11.01.2012 17:00:26

Мы уже уделили достаточно большое внимание тормозным системам, но тема еще не раскрыта на все сто процентов. Мы поговорили об использовании тормозных жидкостей, вспомнили о тормозных магистралях и даже о дисках. Сегодня, мы остановимся на завершающей части, которая прольет еще больше света на такой загадочный вопрос, как тормоза мотоцикла. Итак, часть третья – тормозные суппорта.
Передний 4х поршневой суппорт мотоциклетного тормоза

Основной задачей суппортов является подвод тормозного усилия к дискам и собственно остановка мотоцикла за счет силы трения. Все выглядит просто, но на самом деле, суппорта являются очень сложной системой, которые могут эффективно останавливать мотоцикл, а могут создать огромное количество проблем с остановкой летящих сотен килограмм. На картинке мы видим из чего состоят суппорта. Нажимая на лапку тормоза (или на педаль) создается давление в тормозных магистралях, которое передается на поршневую группу суппортов. Суппорта в свою очередь, удерживают тормозные колодки в строго параллельном направлении по отношению к диску. Диск закреплен на колесе и вращается с его скоростью. При усилии в гидравлическом тракте, суппорта, под воздействием давления, подводят колодки к диску и сжимают его с 2х сторон. Под воздействием трения вращение замедляется, но мы имеем побочный эффект. По закону сохранения энергии, затраченная энергия не пропадает, а превращается в тепловую, соответственно нагревая суппорта, колодки и тормозную жидкость. Посему, задачей тормозных суппортов не только передавать гидравлическое усилие на колодки, но и эффективно рассеивать тепло и не дать закипятись тормозную жидкость. Поэтому суппорта должны быть с одной стороны очень крепкими, с другой иметь хорошую теплоотдачу, для  быстрой передачи тепла, а так же при этом не деформироваться под воздействием температуры и не клинить поршни. 

Передний дисковый тормоз мотоцикла

Теперь мы рассмотрим способы передачи тормозных усилий в суппортах.

Представим что на поршень давит один поршень по средине, под воздействием крутящего момента тормозного диска, тормозная колодка будет наклонятся и прилегать к диску не всей плоскостью, что в свою очередь будет ухудшать тормозные свойства, потому как, будет уменьшатся площадь контакта колодки и диска.

Дисковые тормоза мотоцикла, принцип работы

Для этого в суппортах используется более сложная конструкция с несколькими поршнями толкающих колодку. Итак 2 поршня толкают колодку, но уже более равномерно по площади. Мы имеем более эффективное торможение.

2х поршневые дисковые тормоза мотоцикла, принцип работы

Но не всегда этого достаточно, чем больше точек приложения усилия к колодке, тем меньше температура влияет на деформацию колодки и тем эффективнее торможение. Посему, в большинстве прогрессивных тормозных систем используется не по 2 поршня на колодке, а по 3 или по 4.

Передний 4х поршневой тормозной суппорт

Исключением из правил можно назвать задние тормоза спорт-байков, стритов и прочих братьев быстрых. Задний тормоз малоэффективный и следовательно размер колодки не большой, согласно нагрузок действующие на него. Поэтому ставить длинные колодки смысла не имеет. С такими задачами вполне справляются двух-поршневые тормоза, один поршень на колодку. 

Задний двупоршневой (один поршень на колодку)тормоз мотоцикла

Ну и для полноты картины мы затроним малоэффективные тормоза. Барабанный тормоз

Барабанный тормоз мотоцикла, принцип работы

стоит на мотоциклах, которые необходимо останавливать с не больших скоростей. Например при крейсерской скорости в 60 км/ч и экстренном торможении, скорее всего тормоза не нагреются настолько, чтобы потерять тормозные свойства. Проблема барабанных тормозов в том, что в закрытом кожухе нет вентиляции и тепло от колодок не выходит наружу, а продолжает подогревать колодки. Но зато конструкция хорошо защищена от грази и пыли и для спокойное езды, туристический мотоциклов, как второй тормоз, вполне справляется с поставленными задачами.

Dez (Сергей Герман)

статьи по теме