rss

Тормозные системы: магистрали

08.01.2012 17:15:58

Теперь займемся непосредственно магистралями, которые передают наши усилия от нажатия на рукоятку далее, непосредственно в суппорта, которые двигают колодки к диску и тем самым тормозят мотоцикл. Базово большинство мототехники комплектуется обычными резиновыми магистралями. 

Резиновые тормозные магистрали (Hyosung)

В чем основной недостаток данного вида систем. В первую очередь это отсутствие эффективной обратной связи. Давление в тормозных системах очень большое и может достигать до 100 кгс/см.кв. На графике видна зависимость между усилием на ручке тормоза и давлением в шлангах. 

График распределения давления в шлангах

Поэтому при нажатии на тормоз в первую очередь резиновые шланги не столько передают давление дальше, сколько давление начинает распирать шланг. Чем старше шланги, тем сильнее их деформирует при нажатии на рычаг. Поэтому говорить о большой эффективности резиновых шлангов не стоит, но тем не менее они справляются с поставленными базовыми задачами. Дело в том, что даже резиновые шланги состоят не из одного куска резины с дыркой :) Слоя как минимум 3: внутренний слой состоит из химически стойкой резины, которая имеет высокую степень герметичности, затем идет внутрення оплетка из капрона или другого крепкого материала удерживающая внутренний шланг от раздувания и третья, внешняя опять резиновая, но ее задача предохранить внутренние слои от повреждений таких как удары камней, или попадания других сторонних предметов. Так же недостатком данной системы является рассыхание. То есть со временем шланги трескаются под воздействием окружающей среды и могу начинать пропускать молекулы воды, набирая в себя воду, тем самым ухудшая характеристики тормозной жидкости. Поэтому пользуемся правилом сменять резиновые магистрали раз в 4 - 5 лет. Год выпуска написан на шлангах, вместе с белой полосочкой, указывающей на то, что шланг не перекручен при укладке. 

Маркировка на резиновых шлангах

Про трещины на поверхности шланга я не буду даже разговаривать, это опасно. Делайте выводы сами. 

 

У армированных шлангов ситуация очень похожая, но вместо внутреннего резинового слоя используется "Тефлон". Прочный материал, выдерживающий и химически-агрессивные среди и очень прочный при нагрузках давления. Затем трубка расположена внутри оплетки из нержавеющей стали. Опционально, вся система может быть дополнительно защищена пластиковым кожухом, но это реже.

Армированные шланги в оплетке

Стальные оплетки можно красить в разные цвета, посему можно подобрать расцветку шлангов в цвет вашего мотоцикла. Преимущества стальных шлангов в том что они выдерживают оень большие давления и перепады температур. Армированные шланги имеют следующие характеристики: 

Рабочие температуры: 73 град С до +235 град. С

Номинальное давление: 200 бар

Максимальное давление: 1000 бар

Армированные шланги могут быть сборными и целыми. Обычно фирмы производители изготавливают цельные шланги под каждый тип мототехники и их стоимость может составлять 200 и выше евро за комплект. В случае же сборных шлангов стоимость комплекта для передних тормозов составит ориентировочно 140 долларов. Сборку шлангов необходимо осуществлять только людям , которые точно понимают что делают, потому как при сборке шлангов очень больше условие это правильный подбор моментов затяжки фиттингов. Посему не пытайтесь делать это самостоятельно. 

 

Теперь мы остановимся на вопросе компоновки тормозных систем. 

Способы компоновки тормозных систем

На картинке показан способ того, как компонуются тормозные системы.  Практически в любом стоковом мотоцикле усилие от главного тормозного цилиндра передается на один из суппортов, а затем через небольшой шланг передается на второй суппорт. (Способ 3) 

 

Резиновые тормозные магистрали

Резиновые тормозные магистрали

Или тако же самый вариант но с армированными шлангами

Армированные магистрали, компоновка 1 в 1 в 2

Даная методика компоновки обусловленна стоимостью магистрали, на чем производители техники не погрешили не заработать. Трагичного ничего не происходит, но один из комплектов колодок изнашивается сильнее, потому как торможение начинает раньше второго на какие то доли секунды. Наша же задача получить равномерное торможение с хорошей обратной связью. 

 

Второй способ, который на мой взгляд имеет место жить представлен на картинке (Способ 2) Дело в том, что общее давление в магистралях можно увеличить эффективно только при минимальных длинах магистралей. Посему вариант 1 в 2 является хорошим. Минусом на мой взгляд является отсутствие хорошей обратной связи, что немаловажно в данном случае. 

 

Именно поэтому в своем мотоцикле я остановился на варианте компоновки 2 в 2. На картинке ниже представлен данный (Способ 1). 

Армированные магистрали, 2 в 2

Из главного тормозного цилиндра выходит 2 шланга, каждый в свою очередь входит в свой суппорт. Давление в системе мы сожем обеспечить прилагая немного большее усилие чем в случае 1 в 2, но обратная связь намного лучше. 

 

Теперь затронем задний тормоз и варианты армированных магистралей. Имеет ли смысл? Это первый вопрос, который стоит себе поставить. Дело даже не в сэкономленных средствах, скорее в необходимости. Если вы ездите в основном на спорт байке по городу, думаю что даная роскошь для вас будет иметь исключительно эстетическую составляющую. Ежели на треке вы валите мотоцикл задним тормозом в поворот или запускаете его в слайд ударом по заднему тормозу, то однозначно необходимо. Так же армированные задние магистрали необходимы в случае комбинированных систем торможения, если на переднем колесе уже установлены стальные шланги. 

Задние тормоза, армированные магистрали

Так же в случае, когда основным тормозом является задний, будь то мото кросс, либо же на круизерах, где прикладываются большие нагрузки для остановки больших масс мотоциклов. 

 

Теперь рассмотрим то, как собираются линии магистралей. Каждый шланг заканчивается фиттингом, именно они собираются, как показано на картинке. 

Армированные магистрали, принцип сборки

Фиттиинг армированные тормозных магистралей

Болт с отверстием для жидкости обычно вкручивается в элемент системы, суппорт, главный тормозной и передает через себя всю жидкость. Шайбы нужны для того, чтобы не лопнули фиттинги при затяжке, это слабое звено цепи, перетянуть и все… При большой вибрационной нагрузке фиттинг может лопнуть и последствия думаю понятны.

 

Еще один момент, на который стоит обратить свое внимание это то, какими тормозными жидкостями вы пользуетесь. Читаем следующую статью.

Dez (Сергей Герман)

статьи по теме