rss

Тормозные системы: главный тормозной цилиндр

07.01.2012 17:17:43

Вашему вниманию представляю еще одну статью  в нашей витруальной мотошколе. На сей раз посвящена она системам безопасности мотоцикла. Той ручке, на которую мы в ужасе давим в случае опасности, тот рычаг который дает нам свободу динамики, ставит мотоцикл в  стопи, позволяет сделать борнаут и прочие штуки напрямую не связанные с ездой :) Но говорить мы сегодня будем не столько о самом рычаге, разве что в скользя упоминем о том, какие бывают ручки. Основной темой для разговора у нас будут полные системы торможения в сборе, чем отличаются и почему одни мотоциклы останавливаются быстро а другие продолжают тошнить с нажатыми в упор тормозами. Статья, как всегда получилась очень комплексная и мы ее справедливости ради, и для облегчения восприимчивости информации поделим на 3 части.


Первая часть будет посвящена тормозным машинкам или главным тормозным цилиндрам, как вам угодно, и рукояткам, на которые собственно наши усилия и прикладываются. 

 

Вторая часть это гидравлические тракты систем торможения. Чем отличаются и принцип работы.


Третья это тормозные суппорта. 

 

Итак приступим, часть первая. Главный тормозной цилиндр.

Разделим из условна на тормозные системы закрытого и открытого типа (термины придумал сам :) Отличием является то, что в первом случае бачек с жидкостью интегрирован в сам тормозной механизм а во втором вынесен наружу. В мотоциклах утилитарного предназначения (эстетические мотоциклы тоже туда отнесем, да не обидятся на меня их владельцы) имеют окошечко с уровнем тормозной жидкости.

 

Обычный главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр, бачек с тормозной жидкостью

На спорт-байках этот бачек обычно большего размера, так как спорты имеют самые прогрессивные с точки зрения технологий тормозные системы. Не смотря на небольшую массу, уж с очень больших скоростей приходится останавливать несущуюся кучу железных составляющих :) Именно по этой причине полупрозрачный бачек вынесен наружу, дабы находится все время перед лицом человека лежащего в скученном положении на мотоцикле и упирающегося шлемом… да да, именно в этот бачек :) Малейшая проблема в системе торможения и индикатор покажет о том, что стоит на него обратить внимание.

Радиальная тормозная машинка

А если и не скажет, то вы это заметите по провалившейся ручке в самый ответственный момент. Но мы отвлеклись… 

 

Затем делим главный тормозной цилиндр на 2 типа показанных на картинках. В первом случае мы говорим о обычном тормозном механизме,

Схема работы обычного главного тормозного цилиндра

Ход поршня параллельно клипону

Ход поршня параллельно клипону

то есть при давлении на рычаг тормоза, поршень идет параллельно клипону или рулю, то есть сила направленная на тормозной рычаг идед под углом к основному вектору силы.

 

Более прогрессивные системы позволяют избегать потерь на углах сил а направлять все усилие непосредственно на поршень. На изображении 2 указано что при давлении на ручку тормоза мы, как бы давим непосредственно на поршень. Это радиальные тормозные механизмы.

Радиальный главный тормозной цилиндр

Радиальная тормозная машинка

В данном случае у нас улучшается обратная связь на тормозной ручке, а следовательно больше понимания, что происходит при торможении. Теперь немножко затронем факторы, влияющие на эффективность торможения. Диаметр поршня в тормозной системе. Стандартно во всех мотоциклах диаметр тормозного поршня в главном тормозном цилиндре равен 16 мм. Зачастую в тормозных механизмах стороннего производства этот диаметр имеет несколько значений с шагом в 1 мм и заканчивается 21. Может есть и больше, но я не встречал. Что происходит в данном случае. За меньший ход рукоятки мы перегоняем большее количество жидкости, то есть при меньшем ходе поршня мы имеем лучшие тормозные свойства механизма. Плюс улучшенную обратную связь. С другой стороны усилия, которые прикладываются к рычагу должны быть выше, так как нам необходимо продавит большее количество жидкости через небольшие отверстия тормозных трактов. Соответственно нам необходимо искать баланс между ходом ручки и усилием на рычаге тормоза.

 

Теперь обратим внимание на то, что влияет на уровень тормозной жидкости в бачке. При выработке колодок тормозные суппорта пододвигают поршни, толкающие колодки к дискам на столько сильно, чтобы при износе колодок, ход рычага тормоза не менялся. Следовательно общее количество жидкости в системе увеличивается, так как она заполняет  свободное пространство, появившееся при пододвигали поршней суппортов ближе к диску. Собственно туда жидкость и уходит. Но показатели разницы уровней в бачке, как раз рассчитаны на эти изменения в системе, следовательно, если жидкости меньше нижнего уровня, она куда то пропала. А так как в данном случае сказок не бывает, стоит внимательно осматривать тракты на предмет утечек. Любая разгерметизация системы очень опасна, так как может набрать воздуха в систему и тогда мы получаем очень неприятный эффект, провалившейся лапки тормоза в самый ответственный момент. 

 

Теперь рассмотрим момент самих рычагов, к которым прикладываются наши усилия для остановки мотоцикла. Собственно эти рычаги делают, как сами производители мототехники, так и сторонние фирмы. Есть обычные, укороченные и отгибаюшиеся. Все эти улучшения связаны в первую очередь с падением и возможностью продолжать движение после ДТП. Очень обидно проиграть гонку не выехав с гравия только потому, что отломался рычаг, а все остальные элементы мотоцикла в порядке. Именно по этой причине ставят укороченные ручки, чтобы они не принимали на себя удар при падении. Так как торможение происходит редко всей рукой, обычно несколькими пальцами, то короткого рычага для этого вполне достаточно. Теперь остановимся на таком чуде цивилизации, как складывающиеся рычаги. При падении сама лапка отгибается в разные стороны, как по вертикали, так и по горизонтали и не ломается. Работает только в одну сторону, для приложения усилия к поршню в цилиндре.

Складывающиеся рукоятки

Обычно по цене эти механизмы очень дорогие, и проще поменять несколько ручек, чем покупать одну такую… но это на любителя и кому, как нравится падать :)

Dez (Сергей Герман)

статьи по теме