rss

Suzuki SV650: улучшаем подвеску

05.12.2013 10:33:51
Suzuki SV650/SV650S является надежным, доступным, легким в обращении и отличным fun-мотоциклом. На нем можно получать удовольствие от езды не только в городе, и и выезжать на гоночные треки. Но данный байк от Suzuki не лишен недостатков. Пожалуй, то, что просится на доработку - это подвеска. 

Небольшое отступление. Ни один другой тюнинг и доработки на дадут столько прогресса и результативности, как доработка подвески. Увеличенная мощность и тормоза с хваткой голодного крокодила - это конечно хорошо, но с ними не сможет совладать подвеска вашего мотоцикла. Громкий выхлоп мы вообще в расчет не берем. Грамотно доработанная подвеска, а так же ее настройка даст больше как в удовольствии управления байком, так и в приросте скорости. Это скажет вам любой гонщик. Если же вы хотите сами убедиться в этом, и разобраться в таком сложном узле, как подвеска мотоцикла, следует обратиться к специализированной литературе, например книга Ли Спаркса и Пола Тида "Библия подвески". 


К счастью, уже есть проверенные решения, и опытные люди готовы с вами этим делиться. 

Телескопическая вилка с гидравликой. Еще в 1934 году, когда первая телескопическая вилка с гидравликой, призванной гасить колебания, появилась на мотоцикле Nimbus, это было большое дело. Восемьдесят лет спустя это уже не так круто. В процессе понимания, как она работает, а так же замене нескольких деталей, мы исправим некоторые ее недостатки. Для кого-то этот процесс будет скучным, кто-то получит удовольствие, но результат понравится всем.

Абстрагируя, принцип работы телескопической вилки можно описать так: масло вытесняется через крошечные отверстия в трубе, контролирующие, насколько быстро вилка сжимается (сжатие) и возвращается к своей первоначальной длине (также называемый "отбой"). Существуют так же виды сжатия - "низкоскоростное" и "высокоскоростное". Т.е. подвеске приходится обрабатывать колебания разной частоты.  Ямы, бугры и другие резкие неровности заставляют вилку с меньшей амплитудой колебаний, в то же время работа вилки при торможении, открытии газа или движение по повороту подразумевает большую амплитуду. Проблема состоит  в том, что в обычной телескопической вилке как за низкоскоростное колебание, так и за высокоскоростное отвечают они и те же клапаны. Так что настройки для одного колебания не всегда хорошо подходят для другого, как вы уже догадались. Компромисс никогда не достигнет идеала.

Прогрессивные пружины. Попытаться  найти баланс можно, подобрав прогрессивные пружины и масло к ним. Прогрессивная пружина подразумевает то, что чем больше она сжимается, тем больше у нее сопротивление этому за счет неравномерных витков. Это самый первый этап доработки подвески.

Замена пружин на прогрессивные, подбор масла. Это легко сделать. Снимите вилку с мотоцикла и слейте старое масло. Заменить пружины на прогрессивные в соответствии по инструкции к вашему мотоциклу. Они стоят не так дорого, и комплект пружин и масла будет стоить чуть больше $100. Внимание, прогрессивные пружины занимают чуть больший объем в вилке, и соответственно масла потребуется меньше. Его лучше заливать по уровню, а не по объему! 

Итак, при минимальных затратах как по части бюджета, так и физических усилий, что мы получаем? Вилка станет меньше проваливаться при торможении, а значит точнее отрабатывать неровности. Тормозить можно будет намного позже, и такой прием, как торможение в наклоне (трейлбрэйкинг) будет даваться легче и безопасней. Опытным путем можно подобрать масло по вязкости для наиболее приемлемых характеристик работы вилки. Недорого, и результат сразу заметен. 

Волшебное слово: эмуляторы. Эмуляторы работы картриджной вилки. Следующий пункт в доработке. Есть гаджет, способный улучшить подвеску на много пунктов, а именно эмулятор работы картриджной вилки. Попробуем описать принцип работы на простой схеме: принцип демпфирования остается неизменным, теперь демпфируется не только скорость отбоя, но и сжатия, и эти процессы делятся на низкоскоростное и высокоскоростное, о которых мы писали выше. Теперь, например, при сжатии, клапана отбоя закрываются и не влияют на процесс, и масло вытесняется только через каналы сжатия. Соответственно, при отбое вилки уже закрываются клапаны сжатия, и масло движется через клапаны отбоя. 

Такой тюнинг вилки уже потребует более сложных работ.  Это лучше делать в специализированном сервисе, или строго по инструкции, прилагаемой к купленному набору, который подходит именно на вашу модель мотоцикла. Но игра стоит свеч, точность и скорость обработки вилкой неровностей повысится ощутимо, улучшиться держак, и вы начнете делать то, чего раньше боялись. 

Замена вилки. Еще больший прогресс можно получить, взбодрив подвеску своего "старичка" - это заменив стоковою вилку своего уличного мотоцикла на современную вилку от спортбайка. Это самый дорогой способ, и помимо денег стоит рассматривать то, что изменится геометрия мотоцикла, вместе с вилкой придется купить тормоза и передний диск. 

Таким образом, с помощью манипуляций, описанных выше, можно значительно улучшить характеристики своего мотоцикла, не меняя его на новый. Какой способ по душе больше - выбирать вам!

Андрей Куркурин

статьи по теме