rss

Подготовка мотоцикла к зимней езде

23.12.2016 00:55:40
Когда в ноябре выпадает снег - все мотоциклисты ставят мотоциклы в гараж, и потом смотрят на них, ожидая весну и начало сезона. Все - но только не владельцы кроссовых мотоциклов. Зима - отличное время для поездок, и не стоит отказывать себе в этом удовольствии. 

В предыдущей статье было рассказано, какое снаряжение нужно для езды зимой. Но мотоцикл также надо приготовить для зимней езды. Это не менее важно. 

Зубастые мотокроссовые шины отлично ведут себя в грязи - но они почти бесполезны при езде по льду или по глубокому снегу. Нужны шипы. Оптимальным вариантом будет купить шипованные шины для езды зимой с твердосплавными шипами. Они служат долго, и будут дарить вам удовольствие от пилотирования кроссового мотоцикла. Но они дорогие - хотя возможность ездить зимой того стоит.


В ситуации, когда у вас нет денег купить новые шины, а кататься очень хочется, выход всегда есть. Вы можете поискать в магазинах мото-запчастей шипы для самостоятельной ошиповки кроссовых шин для езды по льду. Возможно, вы найдёте шипы для гонок по ледовому треку. Это тоже отличный вариант. Если ничего похожего нет - идите в хозяйственный магазин или строительный супермаркет, и купите там несколько пачек винтов с шестигранной головкой. Винты надо покупать такой длины, чтобы они были на 2-3 мм. короче толщины самой толстой части ваших шин, но не короче 12 мм.  Дома снимите свои шины с колёс и закрутите в каждую "шашку" протектора по такому винту. Зачем снимать? Затем, что есть риск проколоть камеру, если винты вкручивать в шину на колесе. После того, как вы закрутили все винты, проверьте внутреннюю сторону шины - не торчат ли они где. Если торчат - острые выступающие части винтов срезаются, удобнее всего это делать гравером, но и болгаркой тоже можно, если аккуратно. Кроме того, нужна прокладка между ошипованной частью шины и камерой, чтобы винты не прокололи камеру случайно. Её можно сделать из тонкого плотного пластика, например листового полипропилена (его используют в полиграфии для прозрачных переплётов и изготовлении всяческой рекламно-сувенирной продукции). Прокладку необходимо сделать в виде ленты, соединив отдельные элементы скотчем, и положить в шины, а потом уже вставить на место камеры. При накачке камеры вдавят прокладку на место, и та предохранит их от повреждения шипами из шин.
Также некоторые народные умельцы пробовали вариант монстрообразных шипов из 5 мм. болтов. На каждый шип нужен болтик такой длины, чтобы будучи закрученным в шину изнутри он выступал снаружи примерно на 1 см., а также гайка и две шайбы диаметром не менее 1 см. Шины можно брать любые, наличие кроссового зубастого протектора абсолютно не важно. Вкручиваем болт с шайбой в шину изнутри полностью, снаружи на болт надеваем вторую шайбу и закручиваем гайку. Гайку фиксируем суперклеем - это не даст ей открутиться лучше любого гровера. Когда у нас в шину вкручены все шипы - болгаркой заостряем их кончики, спиливая их под 45 градусов. Всё, у нас получилась шина в хороших таких шипах, с виду напоминающая шины для гонок по ледовому треку. А шайбы не дадут нашим шипам болтаться и подгибаться. Прокладка между шиной и камерой, разумеется, обязательна.

В связи с этим творчеством стоит упомянуть ещё одну нужную штуку. Это камеры с пенообразным  наполнителем - например Michelin Bib Mousse Foam Tube. Те, кто ездил на мотокроссовом мотоцикле с такими камерами, говорят, что их абсолютно невозможно проколоть. То есть для шин с самодельными шипами это будет отличный вариант. А то, знаете ли, тяжело бортировать шины посреди заснеженного леса, или толкать мотоцикл несколько километров до цивилизации. Конечно, такие камеры стоят денег, но, вспоминая свой печальный велосипедный опыт, их я бы купил однозначно. 

Учтите – на шипах желательно не выезжать на асфальт. Они жутко скользят.
Переходим к двигателю. Каких-то особых манипуляций с ним делать не надо, но кое-что сделать всё-таки придётся.

Масло в двигателе стоит заменить на полную синтетику, если до этого вы катались на полусинтетике. Сами понимаете, холодный пуск на загустевшем от мороза масле мало того что ничего хорошего для двигателя не несёт, так ещё и может быть затруднён. Хорошо будет купить новую свечу для езды зимой, можно более горячую (на одну единицу) – наш бензин сами знаете какого качества, а уж на холоде тем более, и новая свеча облегчит вам запуск.

Все резинки, пыльники и сальники надо полить силиконовой смазкой-спреем. Все тросики надо смазать вэдэшкой как следует – зимой на ходу в их рубашки может попасть вода от тающего снега, потом они поржавеют или, что ещё хуже, замёрзнут наглухо. Той же силиконовой смазкой необходимо полить все разъёмы электрики.

Аккумулятор зимой саморазряжается в ускоренном темпе. Если ваш мотоцикл не стоит в отапливаемом гараже – аккумулятор лучше забирать домой после каждой поездки и дозаряжать. Особенно это полезно, если он не новый и работает не идеально. 

Зимой, за счёт холодного воздуха и худшего испарения бензина, карбюратор обедняет рабочую смесь. Немного подрегулировать качество смеси можно винтом качества. Желательно установить защиту карбюратора от снега и льда. Замёрзший карбюратор работает значительно хуже, рабочая смесь ещё более обедняется, и есть риск прожечь поршень. Мало того, при езде по сугробам на карбюратор попадает снег, а от него может замёрзнуть и заклинить дроссельная заслонка. В магазинах мото-запчастей можно встретить фирменную защиту, но можно обойтись и самодельной. Главная задача этой защиты – чтобы на карбюратор не попадал снег, и чтобы он нагревался тёплым воздухом от двигателя. То есть вам нужна конструкция, которая объединит карбюратор и цилиндр в единое пространство. Вырезать нужную деталь можно из, например, канистры от масла, да даже из пластиковой бутылки. Прикрутите её проволокой или ленточными хомутами - и всё будет отлично. Изолентой и тем более скотчем лучше не пользоваться - они теряют свои клеющие свойства от мороза и воды, контакта с топливом или маслом. Также посмотрите на трубки дренажа и вентиляции. Расположите их так, чтобы их не забивало льдом.

Ледяной воздух очень хорошо охлаждает, даже при неспешной езде, и ваш двигатель (если он с жидкостным охлаждением) может не прогреться до рабочей температуры. Установите на радиатор мотоцикла щиток с возможностью изменения площади перекрытия – от половины до трети площади. Самый примитивный щиток – просто кусок пластиковой бутылки, прикрученный проволокой. Когда вы начнёте ездить быстро – смотрите за температурой двигателя. Если вентилятор заработал – уменьшайте площадь перекрытия радиатора.

Если у вас почему-то нет защиты рук - из пластиковых канистр от масла или воды вполне можно вырезать экраны, которые защитят ваши руки от ледяного воздуха. Конечно, лучше поставить фирменную защиту, но я лично видел у одного скутериста зимой две обрезанные пятилитровые канистры, надетые на руль - и руки уже не мёрзнут.

В статье о зимней езде говорилось про ручки с электроподогревом. Но там не было сказано про термоусадочную электроизоляцию. Наденьте две трубки на рычаги сцепления и тормоза вашего мотоцикла и нагрейте, чтобы они сжались. А лучше - сделайте это в два слоя. Это поможет защитить пальцы от ледяного металла . А весной, если они будут мешать, можно легко срезать их. Изолента тоже годится, но её хуже удалять, и она пачкает всё, чего касается. 

Ещё один важный момент касается фары. Если на вашем кроссовом мотоцикле нет фары вообще - желательно её установить. Не обязательно для этого покупать дорогую фирменную "морду" для эндуро. Недорогие светодиодные фары, которые обычно продаются как дополнительный свет для мотоциклов или автомобилей, вполне справятся со своей задачей. Их можно поставить прямо на руль, то есть к ним не надо сложные кронштейны крепления. Зачем фары? Зимой уже в 16.00 темнеет, и довольно быстро. А езда по тёмному заснеженному лесу опасна, можно налететь на незамеченное препятствие и сильно пострадать. Понятное дело, подключение таких фар лучше доверить профессиональному электрику. Можность фар должна быть не менее 9 Вт, такие фары выдают световой поток примерно в 900 люменов, что сопоставимо со светом обычной галогенки головного света. Если у вас на мотоцикле фара есть, но светит она так себе - замените лампочку на светодиодную. Разница будет очень заметна. В крайнем случае, возьмите с собой налобный фонарик – с ним вы из леса как-нибудь выберетесь. 

И наконец. Я понимаю. что зимой на кроссовых мотоциклах обычно выезжают люди, которые уже имеют какой-то опыт езды на них летом. Но езда по глубокому снегу и по льду заметно отличается от езды о грязи или песку. Так что прохождение курсов зимней езды в мото-школе будет не только нелишним. Такие курсы могут вас спасти в прямом смысле от риска, например, поломаться где-то в лесу за 5-10 километров от ближайшего жилья. Учтите это. И удачи вам!


Виталий Борейко

статьи по теме