В дождь. На мотоцикле

27.08.2013 23:01:08
Мокрая дорога и плохие погодные условия бросают нам вызов! Скоро наступит осень, моросящий дождь и порывистый ветер станут почти нормой, а опавшие листья так же создадут дополнительные трудности...

В зависимости от вашего опыта, навыков и  мастерства, езда на мотоцикле в дождь может дать что угодно - от удовольствия до оцепенения от страха. Но в любом случае, поездка в дождь сложна, и потенциально более опасна.



Некоторые райдеры избегают  дождя, но другие, особенно в районах, где осадки чаще, или есть затяжные дожди - научились справляться с этим. И шансы попасть в дождь велики, если вы ездите долго и достаточно далеко, рано или поздно вам придется столкнуться с мокрой дорогой, хотите ли вы этого, или нет!

Если вы расцениваете поездку в дождь, как получение ценного опыта и полезных навыков, принимая дождь, как вызов природы - то это уже не обязательно угроза вашей безопасности.

Некоторые гонщики на самом деле любят дождь, и успешно выступают в дождевых гонках. И лишь не многие гонки класса MotoGP были отменены лишь потому, что это был или тропический ливень, или технически команды не были к нему готовы.


Экипировка

В дождь лучше ездить в шлеме-интеграле, все остальное - это компромисс, а езда без шлема - дождевая поездка может стать последней. Капли дождя жалят на скорости, а сильные удары ветра бьют по лицу Все это отвлекает и мешает управлять байком. 

Иметь подходящую мотоодежду также очень важно. Многие костюмы-дождевики отрабатывают хорошо, особенно при слабых дождях. Сильные осадки могут дать брешь даже в дорогих дождевиках. Следует это отметить.

Дождевой костюм не только предотвращает своего владельца от промокания, но еще и служит защитой от ветра. А защита от ветра - это еще один плюс в борьбе с холодом, который так присущ осенним дождям. Важно помнить, что любая открытая поверхность, будь то рукав или воротник - это слабое место, проникновение воды и ветра начинается именно оттуда.

Например, даже если у вас есть водонепроницаемые перчатки, то вода и ветер могут проникать вовнутрь через рукав куртки. Поэтому куртку следует заправлять в перчатку, а перчатки затягивать потуже. Тоже самое с шеей. Высокий, не плотно прилегающий воротник будет направлять воду и ветер так же вовнутрь.

Если планируете долгое путешествие, вы можете проверить свою дождевую экипировку в дождливый день рядом с домом. Информация по этим вопросам может показать разницу между теорией и практикой. 

Хорошее подспорье дождевому костюму - это влагоотводящее термобелье, которое препятствует попаданию влаги вовнутрь, и то же время является впитывающем для пота, который испаряется снаружи. Все это поможет вам чувствовать себя комфортно, а значит безопасно. Теперь можно сосредоточиться на самом процессе вождения в дождь.


Сцепление шин

Дождевая вода делает асфальтовую поверхность не только чистой, но и снижает цепкость шин и делает их холодными.

Более того, если дождей не было в последнее время, грязь и масла, которые скопились в изобилии на дороге, образуют скользкие участки, пока они не смоются водой. Это может занять некоторое время, в зависимости от продолжительности и интенсивности дождя.

Некоторые дороги предлагают удивительно хорошее сцепление на мокрой поверхности, а другие на удивление плохое. Это ваша задача, выяснить, что есть что, и контролировать тягу, т.е. дозированно работая ручкой газа и тормозами. 

Способ проверить состояние сцепления покрышек с поверхностью заключается в тщательной, и очень кратковременной блокировкой заднего тормоза. Это работает в сухих условиях тоже, и лучше, когда вы ознакомитесь с уровнем сцепления шин прежде, чем "потеряете" переднее колесо, к примеру,  на торможении.
Сделайте это на плоской, ровной части дороги, но не в коем случае в повороте, или не на участке в поперечным уклоном! 

Опасные зоны включают в себя такие места, как: свежеотремонтированный участок дороги, или залитый битумом, старые пятна асфальта, бетонные поверхности, мусор на проезжей части, волнообразные гребни, или участки с пролитым машинным маслом. Не упускайте из внимания железнодорожные или трамвайные пути, металлические решетки, брусчатку. Рельсы, при пересечении их не под прямым углом, могут перенаправить ваше переднее колесо, что приведет к падению. Дорожная разметка очень скользкая в дождь, особенно пешеходные переходы. Лучше пересекать их, когда мотоцикл находится в вертикальном положении, на ровном газу и без интенсивного торможения. Иначе падение неизбежно!

Естественно, на мокрой дороге следует снизить вашу крейсерскую скорость, а осторожные и плавные движения должны стать первоочередной задачей. Тело должно быть расслаблено, не нужно цепляться мертвой хваткой за руль. Плавно использовать тормоза, а ускорения должны быть гладкими и без рывков. Старайтесь по-раньше переходить на высшую передачу, чтобы избежать пробуксовки заднего колеса.

Аквапланирование менее вероятно для шин мотоцикла, которые имеют острую форму, чем к примеру на автомобиле, но чем шире шина, или больше скорость, тем больше вы увеличиваете свои шансы поймать аквапланирование. Протектор ваших покрышек должен быть достаточно глубоким, чтобы справиться с этой задачей.

Вообще, шины, ориентированные на дождевые условия, имеют высокоразвитый протектор и большее количество водоотводящих канавок. А так же более мягкий состав.

Обзор и видимость

На визорах шлемов нет дворников. Но стекло шлема имеет особенность самоочищаться на большой скорости, и собирать капли дождя и запотевать на малых скоростях. Не забывайте об это особенности. Если все таки это случилось, и шлем запотел, следует слегка приоткрытьь визор для проникновения холодного воздуха. Существуют различные средства - "антифоги", это могут быть как спреи на поверхность стекла. так и дополнительные накладки, которые препятствуют запотеванию.

Очки с желтыми или оранжевыми линзами также могут помочь поднять остроту зрения, особенно для дневных поездок под дождем.

Если у вас есть обтекатель на мотоцикле,  его лобовое стекло не должно быть слишком высоким, таким, выше которого вы не сможете заглянуть. Если это так, подумайте о том, чтобы обрезать его до нужной высоты.

Чтобы быть хорошо видимым и приметным на дороге, следует выбирать яркую экипировку. Это поможет вам в тех случаях, когда, например, вы упали на дорогу, вас будет легко идентифицировать, как человека, а не как кусок брезента или невидимку.


Место в потоке

Старайтесь поддерживать безопасную дистанцию, и уйти от водителей, которые висят на хвосте. К сожалению, многие водители, которые имеют тенденцию следовать слишком близко к впереди идущему транспортному средству не оставляют себе возможности на маневрирование в дождь. 

Грозы

В грозу ездить не рекомендуется. Молния может поразить мотоциклиста, и в лучшем случае вы очнетесь на обочине. Про худший не хочется даже писать. 

Ветер 

Мотоцикл, как маленький парус. Байки, с высокоразвитой капотировкой, и/или легкие - особенно восприимчивы к боковому ветру. Будьте готовы к тому, чтобы просто опереться на боковой ветер, чтобы остаться в вертикальном положении. Но, опираясь на ветер, надо также быть готовым к тому, если он внезапно прекратится. С другой стороны, некоторые мотоциклисты, используют автомобили, идущие параллельным курсом, как защиту от бокового ветра. Этот способ следует применять осторожно, так как вы можете оказаться в слепой зоне водителя автомобиля!

Заключение

Многое в дождь зависит от вашего опыта и навыков! Однако, если вы оказались в ситуации, в которой чувствуете себя не уверенно, лучше найти ближайшее безопасное место, чтобы остановиться. В противном случае, слишком активное самообучение ездить в дождь может сыграть плохую службу. Паника является общим фактором всех видов аварий, поэтому думайте о том, что вы делаете, как вы это делаете, как проходит ваше обучение. Ваши возможности не должны быть за их пределами, вы, и ваш мотоцикл являетесь ключевыми факторами.

Андрей Куркурин

статьи по теме