Семь секретов езды в дождь.

15.02.2017 14:28:00

Семь секретов езды в дождь.

К сожалению, мотоцикл не является всепогодным транспортом. Бывает так, что прогноз погоды обещает вам дождь, но так как до сих пор было сухо и тепло, то вы думаете, выезжая из гаража: «В этот раз всё обойдётся». Но через полчаса после выезда вы влетаете в стену ливня, который моментально делает вас мокрым до трусов. Порывы ветра обливают вас, как из шланга. В воздухе проносятся сорванные листья и целые ветки деревьев. Обочины дороги покрываются слоем мокрых листьев. И вы понимаете, что вы абсолютно не готовы к такой ужасной погоде.

Но есть несколько секретов того, как подготовиться к дождю в дороге.

 

1. Выбирайте водостойкую экипировку.

Сейчас на многих куртках и брюках производители пишут Waterproof. Убедиться, настолько ли водостойкая одежда, как это на ней написано, весьма несложно. Положите куртку или брюки на пол так, чтобы складки одежды образовали выемку, как бы чашу. Налейте туда полчашки воды, и оставьте  на полчаса без движения. Если через полчаса вы пришли и увидели абсолютно не впитавшуюся воду – поздравляю, ваша одежда водостойкая. Но чаще всего мы увидим промокшую одежду и лужу на полу – вода прошла сквозь ткань одежды. Можете себе представить, что с вам будет, когда вы попадете в многочасовой ливень. При этом всяческие водостойкие пропитки для одежды и обуви - это, конечно, здорово, но многочасовый ливень они могут не выдержать.

Любая одежда для езды на мотоцикле не водостойкая. По крайней мере – не к многочасовому ливню. Но беда заключается даже не в этом. Промокшая насквозь одежда, обдуваемая потоками воздуха на скорости, быстро охлаждается. А это приводит к переохлаждению мышц конечностей и тела пилота. Но и это не самое страшное. Страшное – это то, что дорожная ситуация требует вашей своевременной реакции. А от продолжительной езды ваши мышцы устают, охлаждаются и становятся неспособными на быструю реакцию. Мало того, ваш мозг тоже расслабляется, и вы становитесь как бы слегка сонным. И вот, когда вы свернулись на мотоцикле в клубочек, дорожная ситуация резко меняется, и от вас требуется изменить траекторию движения или резко затормозить. А вы замёрзли, скорость вашей реакции снизилась. Результат будет, сами понимаете, весьма печальный.


Чтобы этого не происходило – нужно утепляться как следует. Купите себе специальный противодождевой костюм. Есть, конечно, и недорогие варианты дождевиков для туристического использования, или армейские, но в данном случае лучше немного переплатить и купить специализированный мото-дождевик. Они бывают в виде комбинезона или отдельной куртки и брюк. Главная их особенность – расчет на сильный обдув в процессе езды, так что они плотно застёгиваются, молнии прикрыты клапанами, а подол куртки и манжеты рукавов плотно стягиваются и не пропускают воздух. Комбинезон немного сложнее одевать, но в целом разницы между ними нет. Также рекомендую выбирать дождевик (или хотя бы противодождевую куртку) яркого цвета, в идеале – жёлтого. Тут дело не в моде, жёлтый цвет очень хорошо видно даже в вечерних сумерках, а в дождь видимость, сами знаете, падает довольно сильно, и яркий заметный дождевик может сыграть важную роль в том, доедете вы невредимым или нет.

Также необходимо купить мото-бахилы и противодождевые перчатки. Обувь тоже не всегда способна выдержать ливень, а ехать, когда у вас хлюпает в сапогах, удовольствия никакого. Да и так можно очень легко простудиться и испортить себе всю будущую поездку. С бахилами всё проще – в крайнем случае на обувь можно надеть по мусорному пакету, обмотать его скотчем и ехать себе, ноги будут сухими. С перчатками же такой номер не пройдёт – вам необходимо сохранить подвижность пальцев, так что лучше потратьте немного денег и купите себе специальные противодождевые перчатки. Примерять их надо поверх тех мото-перчаток, в которых вы обычно катаетесь, так как защита пальцев вам тоже нужна. Если у вас рука небольшая, можно купить бытовые резиновые перчатки для мытья унитазов, главное чтобы ваша рука в мото-перчатке вошла в них, и чтобы всё это вам не сдавливало пальцы. Запомните – даже когда относительно тепло, пальцы в мокрой перчатке замерзают очень быстро.

  

Дождевик, перчатки и бахилы рекомендую сложить в отдельный чехол и возить с собой постоянно – или в кофре, или в рюкзаке. Это одна из необходимых каждому мотоциклисту вещей. Кроме того, что они спасают вас от промокания, дождевик спасёт вас от переохлаждения в дороге, если ваша одежда оказалась недостаточно тёплой. Дождевик не только не промокает – он ещё и не продувается,  а значит, одев его, вы не замёрзнете. Я лично проехал 200 км. при температуре воздуха +1, и в дождевике поверх экипировки мне было довольно комфортно.

Отлично будет, если у вас есть ручки руля с электроподогревом. Это вам здорово поможет не замёрзнуть в дороге.

И наконец, если вы поехали куда-то далеко, и на вас надвигается ливень – достаньте водонепроницаемые чехлы для ваших багажных сумок и оденьте их на сумки. Чехлы обычно продаются в комплекте к сумкам, занимают немного места, и их лучше хранить в отдельном карманчике, который есть почти на каждой сумке, чтобы не забыть их случайно дома. Иначе по приезду на место отдыха вам придётся долго и нудно сушить свои насквозь промокшие вещи.


2. Следите за дорожной поверхностью.

Как только ливень начинает поливать дорогу – она становится скользкой. Понятное дело, разные типы дорожного покрытия по-разному теряют сцепные свойства.

Ровный и гладкий асфальт – опасен менее всего. Первое время после начала дождя на нём образуется плёнка из остатков масла, резины и дорожной грязи, но потом дождь её смывает, и в принципе, если вы едете не на сликах, то такое покрытие во время дождя не теряет всерьёз свои сцепные свойства. Жаль только, у нас таких дорог немного.

Неровный асфальт с повреждениями и лужами – уже опасен. В лужах могут быть залитые водой ямы, которые ты никак не определишь, пока не влетишь в неё. А дальше может быть что угодно – от удара по колёсам до падения. Мусор на дороге также опасен, так как при намокании становится скользким. Особенно опасны в этом плане листья, которые при дожде как мылом намазаны, и места выезда на асфальт с грунтовых дорог, строительных площадок и т.д., где на асфальт попадает земля с глиной – такое место лучше объезжать, там очень скользко. Лужи, особенно большие, старайтесь проезжать медленно и аккуратно, всегда есть риск наехать в такой луже на какое-то скрытое водой препятствие и рухнуть прямо в неё. Да и поднятая вами волна воды может окатить вас как следует – у меня был случай въезда в лужу, которая плеснула волной выше приборной панели моего мотоцикла, и это было в городе!

Брусчатка и тротуарная плитка – тоже скользкие, но в меру. Старайтесь на них резко не поворачивать и не тормозить – и всё будет хорошо.

Грунтовые обочины – ни в коем случае! Если вам надо остановиться – делайте это на асфальте. Иначе остановка моментально превратится в падение. То же касается грунтовых дорог – раскисшая грязь не способна держать мотоцикл в принципе, туда лучше не соваться или проезжать максимально ровно и осторожно. Особенно если на дороге есть глина – она скользкая, как мыло. То же самое касается травы.

Дорожная разметка и рельсы – ни в коем случае! И то, и другое в дождь одинаково скользкое. Случаев падения в результате езды по дорожной разметке и рельсам не счесть. Если вам нужно пересечь разметку или рельсы – старайтесь делать это максимально аккуратно и под насколько возможно прямым углом. Сплошная осевая не просто так рисуется, а двойная – тем более, заезжать на неё вообще-то запрещено ПДД, так что старайтесь этого не делать. Кроме того, во время дождя колёса автомобилей сметают туда грязь с дороги.

Обращайте особое внимание на лужи с радужными разводами на поверхности. Эти разводы говорят что в луже присутствует бензин или масло, а значит, она стала очень скользкой, и надо быть особенно аккуратным при её проезде.

 

3. Читайте дорогу.

Это прозвучит банально, но во время дождя ваше внимание должно быть строго сосредоточено на том, что творится впереди вашего байка. Вертеть головой по сторонам можно только если впереди всё чисто и ничто не предвещает. Во время дождя видимость резко падает, поэтому всё внимание – вперёд. Старайтесь предвидеть дорожную обстановку, насколько это возможно. Если автомобиль впереди включил тормозные огни – вероятно, на то была причина, и возможно, стоит замедлиться и вам. Если вы едете в колонне автомобилей – смотрите вперед на один автомобиль как минимум, если он тормозит, значит пришло время тормозить и вам. То же касается обгонов – в случае, когда я не вижу картину впереди, я ориентируюсь по автомобилям, которые её видят, и с резким ускорением сажусь им на хвост во время обгона колонны, например, грузовиков.

Даже если у вас мотоцикл отлично тормозит двигателем – хотя бы прикасайтесь к рукоятке тормоза, чтобы загорелся стоп-сигнал. Иначе вы рискуете получить мощный удар сзади от не разобравшего ваш манёвр водителя автомобиля. Он-то наверняка не знает, насколько хорошо вы умеете тормозить двигателем.

В свете этого будет очень здорово оборудовать мотоцикл повторителем стоп-сигнала. Например, на кофре. А если таковой поставить у вас некуда, убедитесь, что лампочки габарита и стопа горят ярко, и отличаются друг от друга по световой силе. А то, знаете ли, тот факт, что вы уже стоите, следующий за вами водитель может понять только в тот момент, когда тормозить уже будет слишком поздно.

 

4. Тренируйтесь управлять мотоциклом насколько возможно плавно.

Самая большая опасность во время дождя – это срыв контакта колёс вашего мотоцикла с поверхностью дороги. За этим обычно следует падение. Чтобы такая ситуация не возникла, учитесь управлять мотоциклом насколько возможно плавно. Открывайте газ плавно, и так же плавно закрывайте, старайтесь чаще тормозить двигателем, а тормозами только подтормаживать ваш мотоцикл. Конечно, если у вас есть АБС, это здорово вас выручит, но к сожалению даже не все дорогие мотоциклы укомплектованы ею.

Когда вы наклоняете мотоцикл в повороте, старайтесь чётко соблюдать баланс между нагрузкой на переднее и заднее колесо. Не открывайте и не закрывайте газ резко. Учтите, что ваша траектория прохождения поворота будет заметно шире, чем при езде по сухой дороге, для минимизации наклона и шансов, что колёса мотоцикла начнут скользить. Но, если вы почувствовали, что скольжение всё же началось – удержите себя всеми силами от резкого закрытия газа и нажатия на тормоза! Мотоцикл выровняется сам, без вашей помощи.

 

5. Сбрасывайте скорость заранее.

Когда вы понимаете, что необходимо сбросить скорость – лучше начать желать это заранее. Даже если сейчас у вас под колёсами хороший ровный асфальт. Вы не можете знать, какой асфальт будет там, где вам необходимо будет затормозить. А вдруг там попадётся пятно масла или грязи? Раннее замедление можно произвести плавно, без резких усилий на тормозах и риска заблокировать колесо. Оно даст вам чуть больше времени для оценки дорожной обстановки и принятия решения о том, что вам дальше делать, как маневрировать и с какой скоростью. Оно даст вам больше времени и места для контраварийных маневров или полной остановки, если дорожная обстановка вдруг резко поменяется. Это намного правильнее, чем влетать в поворот на слишком высокой скорости и оттормаживаться «на все деньги» там, где ты должен бы уже проходить поворот в наклоне.

При езде в трафике дистанция до автомобиля перед вами должна быть не менее 4 секунд. Это даст вам возможность затормозить или произвести маневр вовремя. В крайнем случае – при ДТП впереди вас – у вас будет время выскочить на обочину или на полосу встречного движения, и избежать фронтального удара.

 

6. Когда дождь только начался – постойте 15 минут.

Масло и дизельное топливо, капающее на дорогу из грузовиков, мелкая пыль стираемых об асфальт шин, земля и прочий мелкий мусор в начале дождя образуют на асфальте очень скользкую плёнку. Именно поэтому дорога становится очень опасной в начале дождя или при выпадении утренней росы. Ливню требуется примерно 15 минут для того, чтобы эту плёнку смыть. Будет разумно, если вы в это время остановитесь, переоденетесь в водостойкую одежду, и приготовитесь к езде в дождь. Риск вылететь с дороги в повороте или столкнуться с другими автомобилями, водители которых об этом не знают, не стоит экономии времени.

 

7. Берегитесь молний.

Конечно, на равнине вдоль дорог чаще всего посажены ветрозащитные полосы, в них достаточно высокие деревья, и такой проблемы в принципе не существует. Иное дело горы, где деревьев нет. Будьте очень аккуратны – удар молнии может вас убить или сильно ранить. Если есть риск поражения молнией, то стоит спрятаться в каком-либо помещении. Если ничего похожего вокруг нет, а молнии бьют все ближе – укладывайте мотоцикл на землю и сами садитесь рядом. В идеале устроиться в какой-то овраг или хотя бы рядом с дорожной насыпью.

 

Всем, кто хочет научиться ездить на мотоцикле, в том числе и в дождь, искренне рекомендую посетить мото-школу. Посещение трек-дней, мото-тренировок, тематических занятий по управлению мотоциклом значительно повысит ваши шансы не попасть в сводки новостей о ДТП. Всегда лучше учиться на чужом опыте, чем набивать свои шишки.

 

Виталий Борейко 

статьи по теме