На сколько хорошо вы знаете свой байк?

12.03.2014 20:52:45
Итак, ты уже закончил мотошколу, уверенно себя чувствуешь в городском потоке, или стал посещать гоночную трассу. Наступают моменты, когда мотоциклист становится механиком. Или, по крайней мере, должен иметь навыки механика.

Изучение и понимание физических процессов, происходящих с мотоциклом, а так же принцип работы узлов и агрегатов позволяет пилотировать мотоцикл на пределе его возможностей. Это и есть истинное удовольствие. Эти знания помогут не только определить и предупредить преждевременный выход из строя дорогостоящих запчастей, но и уменьшит шансы попасть в аварию.

Современные мотоциклы очень надежны. Постоянный прогресс и контроль качества, технологии и самодиагностика - это все стоит на страже безопасности. Но это не значит, что теперь можно игнорировать всякую осторожность.


Существует много вещей, которым стоит уделять внимание для надлежащего функционирования мотоцикла. Райдеры, которые держат свой байк в отличном техническом состоянии и заботятся о нем - улучшают свой опыт и так называемый "скилл" владения мотоциклом в целом. Т.е. - лучше осваивают самый главный процесс - езду на байке.

Давайте ознакомимся с картой осмотра мотоцикла. Ниже будут приведены пункты, которые следует проверять не только перед поездкой непосредственно, но и пункты, в проверку которых входит чистка, смазка, регулировка или замена. Для некоторых операций потребуется специальное оборудование, например, подкат под маятник, если ваш мотоцикл не оборудован центральной подножкой.

Шины

Многие райдеры смогут точно определить, когда следует заменить покрышки на новые? Пока не полезет корд? На сколько критичен прокол или порез шины? Если покрышка "поймала" гвоздь или шуруп, и потихоньку теряет давление, как быстро вы это заметите? А ведь ситуация может стать критической!

Правильный уход за покрышками - залог безопасной езды

Регулярный осмотр покрышек, с прокручиванием колеса, должен стать самым важным пунктом в списке проверок технического состояния байка. Внимательно осматривая покрышку, и медленно ее прокручивая, можно определить не только степень износа, а и порезы, проколы и трещины в шине. 

Например, задняя покрышка должна подлежать замене, даже если еще нет индикатором износа, если: вы много ездите в вилли, жжете резину, и она имеет признаки перегрева и разрушения, "полка" в профиле покрышки (с ней ездить можно, но это не комфортно, и байк плохо выходит из положения наклона). Передняя покрышка часто страдает от жестких торможений (особенно мягкие шины на спортбайках) и неравномерного износа из-за особенности профиля дорог.  

Давление в покрышке желательно проверять перед каждым выездом. В крайнем случае - 2 раза в неделю. Рекомендации лучше узнать у производителя покрышек или в инструкции к мотоциклу. Вы же следуете рекомендациям в мануале к вашему байку по подбору покрышек, правда?

Учтите, что многие манометры врут, поэтому используйте проверенный и откалиброванный инструмент!

Колеса

Попав в яму, штурмуя бордюры, или преодолевая какие-либо препятствия, вы можете не только погнуть колесный диск, но и получить трещину на ободе. Осматривайте их внимательно. Так же стоит вывесить колеса в воздухе, чтобы проверить состояние подшипников, их работу. Шумность, люфт и трудность вращения недопустимы. 

Подвеска

Научитесь корректировать подвеску мотоцикла под свои нужды.

Вы знаете, как отрегулировать преднатяг подвески? Отбой или сжатие? Эти настройки затрагивают управление байком самым непосредственным образом. Правильно настроенная подвеска - это удовольствие от езды. Есть много методов настройки и регулирования подвески мотоцикла, не ленитесь заглядывать в инструкции по эксплуатации, или обратитесь за помощью к специалистам.

Масла и охлаждающая жидкость

Как уровень масла в двигателе? Если байк с жидкостным охлаждением двигателя, какой ее уровень? Как давно она менялась, нет ли течей и поврежденных патрубков? Не забит радиатор?

Мы не собираемся спорить, какое масло вы выбрали для своего мотоцикла, но хотим убедится, что вы регулярно проверяете его уровень и следите за интервалами замены.

Крепеж и соединение деталей и агрегатов

Даже если эту работу вы доверяете опытному механику, никто не застрахован от раскрутившегося болта или крышки заливной горловины. Потеря номерных знаков, подножек, элементов пластика, и даже багажных емкостей - часто встречается в практике и на обочинах дорог. Так что хоть иногда обращайте внимание на важнейшие узлы, кому охота столкнуться с открученной задней осью на загородной трассе? 

Ручки сцепления, тормоза...

Неприятности от порванного тросика сцепления еще можно пережить, ты же научился переключать скорости без использования рычага сцепления? А вот слишком большой свободный ход ручки газа, или вовсе его отсутствие может привести к неожиданному падению. Погнутые или треснутые рычаги сцепления или тормоза - не самый лучший выбор в пользу своей безопасности. Правильная регулировка под свои анатомические особенности органов управления повысит ваши шансы.

Тормозная система


Внимательно осматривайте тормозные магистрали. При малейших трещинах или повреждениях они должны быть заменены, зачем рисковать?

Вы знаете, как осмотреть тормозные колодки на износ и деформацию? Уровень тормозной жидкости, а так же ее свежеть не должны остаться без вашего внимания. Меняйте ее в соответствии с регламентом! Не стоит экономить на тормозах, если у вас есть возможность подвергнуть их тюнингу - делайте это! Стоковые тормозные системы не означают, что они плохие, но афтемаркет комплектующие помогут сделать их еще лучше. На рынке очень много вариантов: от более цепких тормозных колодок, до армированных шлангов, улучшенных тормозных дисков, скоб и т.д.

Электрика

Работает ли ваш стоп-сигнал? Загорается ли он при воздействии на оба тормоза? Как на счет поворотников? Габаритные огни, или фары головного света? Если установлено дополнительное оборудование, хватает мощности генератора для его питания?

Общее

Езда на мотоцикле очень привлекательна. Если вы используете круизер, спортбайк, эндуро, или гипер турер, сможете ответить на такие вопросы, как:
- на сколько мне хватит полного бака топлива?
- какой средний, минимальный и максимальный расход топлива?
- сколько можно проехать на резерве?

Если вы не хотите стоять на обочине с опустевшим баком - лучше ответить на эти вопросы заранее!


Идея состоит в том, чтобы все время продолжать совершенствоваться. Будучи активным в поиске ответов на многие вопросы, общаясь с более опытными райдерами, или консультируясь с инструкторами мотошколы, вы постоянно обучаетесь и становитесь опытнее. Развиваясь, вы делаете свою езду более безопасной, а значит - больше удовольствия от двух колес! Будьте аккуратны на дороге!
Андрей Куркурин

статьи по теме