Что обычные водители мотоциклов могут выиграть от посещения трека

23.03.2017 14:33:57

Три важные вещи, которые отличают трек-дни от езды по улицам:

- Наблюдение тренера за  вашей ездой и обратная связь от него.

- Фотографирование вашей езды, которое позволяет видеть положение вашего тела при езде.

- Возможность проходить одни и те же повороты многократно без помех в виде автомобилей или других отвлекающих факторов.


Наблюдение тренера за вашей ездой и обратная связь от него.

Нет ничего, что могло бы заменить наблюдение эксперта за вашим выездом на трек. Разница между тем, что ты чувствуешь как пилот во время езды и что говорит о твоей езде эксперт просто отрезвляет. Я подозреваю, что большинство из нас далеко не такие хорошие пилоты, как мы о себе думаем. Инструкторы на треке обращают внимание, что ваша посадка требует улучшения, что вам надо отдохнуть, что траектория вашего движения по треку требует оптимизации, что техника переключения передач нуждается в проработке, а управление тормозом и газом должно быть более плавным. Это особенно шокирует после того, как вы вспоминаете, сколько времени вы уже ездите на мотоцикле и сколько вы прорабатывали эти пункты.

Фотографирование вашей езды, которое позволяет видеть положение тела.

Фотографии не врут! Вы возненавидите некоторые фотографии вашего выезда на трек, потому что они передают все те вещи, которые вы делаете неправильно. Фотографы на треке часто фотографируют трек и мотоциклы на нём с разных точек и в разных местах трека. Ваши фотографии, сделанные во время езды по треку, дадут вам отличное представление о том, как вы едете, даже если вам это не понравится.


Возможность проходить одни и те же повороты многократно.

Возможность повторять прохождение поворотов на скорости позволит вам увидеть, как изменяется с опытом ваша техника вождения. В то же время, повторить такую технику на городских улицах невозможно, так как повороты там весьма опасны. Конечно, можно тренировать трейл брейкинг, контрруление, переключение передач вниз и вверх, прохождение поворотов по заданной траектории, и правильную посадку на паркингах, но всё кардинально меняется при исполнении тех же маневров на скорости, которую обязывает тебя держать улица. Торможение и переключение передач на парковочной площадке на скорости 40 км/ч. сильно отличается от торможения и переключения передач на скорости 100 км/ч. в повороте-шпильке на треке. Кроме того, езда по настоящей дороге более реалистична, чем езда среди конусов на парковке.

Являются ли навыки, полученные на треке, полезными на улицах?

Водители мотоциклов очень часто задают вопрос: «Можно ли применять при езде по улицам навыки, полученные на треке». Разумеется! А где же ещё у вас получится безопасно отработать навыки езды по улицам? Конечно, есть базовые курсы подготовки водителей мотоциклов, есть и курсы профессионального вождения, но они проходят на обычных площадках, и навыки вождения, полученные там, на больших скоростях вам не помогут. И если при езде на малой скорости рекомендуют чаще пользоваться задним тормозом и проводить контр-свешивание (наклонять мотоцикл, сохраняя при этом вертикальное положение тела), то на большой скорости это только мешает.
Сравните, ради интереса, контр-свешивание во время езды по площадке и свешивание во время езды по треку. 

Контр-свешивание


Свешивание

Пожалуй, наилучшим примером прогресса в водительских навыках являются навыки посадки на мотоцикле во время прохождения поворотов.


На первом фото поездка пилота во время первого в его жизни трек-дня. На фото видно, что подножки мотоцикла почти скребут по асфальту, хотя он едет не быстро. Верхняя половина тела пилота наклонена наружу поворота, глаза смотрят не в поворот. Мотоцикл наклоняется отдельно от пилота и управляется в таком стиле, в каком обычно управляются эндуро на гравийной трассе.


Фото 2 было сделано через 2 года. Здесь пилот уже не наклоняет мотоцикл отдельно от своего тела, и глаза смотрят уже вперёд. Середина куртки пилота находится точно посередине мотоцикла. Несмотря на эти усовершенствования, подножки мотоцикла всё еще на грани спиливания об асфальт.


Фото 3 было сделано ещё через 2 года. На нём уже заметны улучшения навыка вождения мотоцикла. Теперь пилот сидит ближе к внутренней части поворота, середина его куртки смещена относительно середины мотоцикла внутрь поворота. Голова повёрнута в сторону поворота, и вес тела пилота перенесён на внутреннюю сторону сиденья. Фото показывает заметные улучшения навыка вождения мотоцикла, правда подножки таки скребут по асфальту.


Фото 4 сделано ещё через 2 года после предыдущего. На нём голова и плечи пилота уже заметно наклонены внутрь поворота мотоцикла. Пилот смотрит уже за поворот, и почти весь его вес перенесён на внутреннюю сторону седла. Подножки уже не чиркают по асфальту, хотя мотоцикл поворачивает на достаточно приличный угол. Вот это пример того, как правильное положение головы и плеч, и правильный перенос веса пилота влияет на эффективность прохождения поворота. И эти навыки можно отлично использовать на улицах.

 

Правильным будет использовать навыки вождения, полученные на треке, для улучшения умения вождения по улицам. Правильная посадка на мотоцикле позволяет повысить эффективность поворота мотоцикла при сохранении меньшего угла наклона мотоцикла. А уменьшение угла наклона мотоцикла даёт запас наклона, которым можно воспользоваться при необходимости изменить траекторию поворота в случае появления неожиданных препятствий на дороге.  Ясное дело, что необходимо также продолжать тренировки на малых скоростях, оттачивая навыки контр-свешивания, пользования задним тормозом и правильного зрения. Также при езде по улицам необходимо отрабатывать навыки по прогнозированию дорожной обстановки и избеганию аварийно опасных ситуаций. Кроме того, необходимо оттачивать навыки вождения мотоцикла на высокой скорости под наблюдением профессионалов. И тогда прогресс в навыках вождения не заставит себя ждать.

Большинство пилотов ошибочно думает, что на треке отрабатываются только навыки скоростного вождения и, выехав с трека на улицу, вы будете летать как сумасшедший. Как показывает эта статья, на треке отрабатываются далеко не только навыки езды на большой скорости. Скорее наоборот – отработанные на треке навыки дадут вам возможность не только безумно ускоряться, но и правильно проходить повороты, эффективно тормозить, а это, согласитесь, очень важно и иногда может спасти вам жизнь.


И наконец, любителям дальних поездок на гружёных туристических мотоциклах с пассажиром. Не мне вам говорить, в какое бревно превращается гружёный мотоцикл, как туго он поворачивает и тормозит. Вот здесь навыки правильной посадки на мотоцикле, правильного положения головы в повороте, правильного переноса веса пилота реально способны спасти вас от улёта с дороги на обочину и последующей за ним ужасной аварии. Учитесь там, где всё это можно эффективно и безопасно отработать. Иначе вы рискуете не только своей жизнью, но и жизнью пассажира.

Виталий Борейко

статьи по теме