10 самых распространенных ДТП с мотоциклами. Как их избежать

05.11.2013 19:01:52
Ездить на мотоцикле опасно. К счастью, байки также имеют все, чтобы избежать столкновения - невероятно мощные тормоза, отличный обзор с места водителя, быструю управляемость и очень "зацепистые" шины. Дальше мы расскажем вам, как можно использовать эти инструменты и ваш собственный мозг, чтобы избежать одних из самых распространенных ДТП с участием мотоциклистов.


Сразу оговоримся, реально снизить шансы попасть в аварию вам поможет курс в специализированной мотошколе. Новички должны пройти базовый или продвинутый курс. Это может стоить дешевле, чем вы думаете. Также стоит уделить важное внимание экипировке: правильно подобранная она не только сможет сделать езду более комфортной, но и поможет установить лучший контроль над мотоциклом и поможет быть более заметным для остальных участников дорожного движения.


Встречный автомобиль поворачивает налево перед вами

Наиболее распространенная авария с мотоциклом. Водитель автомобиля не видит вас, или рассчитал вашу скорость неправильно. В результате он появляется перед вами на перекрестке. Факторы, вызвавшие эту ситуацию: невнимательность, рассеянность, мертвые зоны и даже психология - водитель авто ищет в качестве препятствий и помех на перекрестке именно машины, но никак не мотоциклы!

Как этого избежать: вы просто должны предвидеть такой поворот событий. Частью вашей работы в качестве мотоциклиста является разработка шестого чувства. Ищите признаки, которые могут указывать на то, что кто-то может оказаться перед вами: автомобиль остановился и находится на перекрестке в ожидании, чтобы повернуть, в тянучке между машинами появился разрыв, а рядом есть въезд\выезд во двор или стоянку. В любой ситуации, замедлитесь, приготовьтесь тормозить или уклоняться. Да, вы действительно должны осознать, что безобидный автомобиль, который готовится повернуть может быть угрозой вашей жизни! Вы также должны учитывать объекты за пределами вашего зрения. Опять же, от реальной угрозы может отвлечь какое-то другой действие.

И как только вы определили угрозу, теперь следует определить ее степень сложности и последствия. Видели ли вас другой водитель четко? Не мешают его обзору деревья, столбы или другие препятствия? Он в самом деле смотрит в вашу сторону? Куда направлены колеса его транспортного средства?

Смотрите на колеса, а не автомобиль, именно они дадут вам первый ключ к действиям. Все это время важно быть в курсе всего того, что происходит позади вас и по сторонам. Если потребуется резко уклониться от препятствия, то место для маневра должно быть свободно! Но еще и состояние дорожного покрытия там, куда вы собираетесь сманеврировать должно позволить вам это сделать. Вы же знаете, как использовать полную мощь ваших тормозов, не так ли?

Ни при каких обстоятельствах вы не должны класть мотоцикл на бок. Ваш лучший шанс на выживание состоит в том, чтобы погасить как можно больше скорости до момента столкновения. А это делать лучше на мотоцикле, который находится в вертикальном положении! Даже если дистанции остается на сброс в 20-30 км/ч, то это может быть существенной разницей - уйти домой в синяках и ссадинах, или не уйти вообще!

Гравий в повороте 

Катаясь с ветерком по извилистым горным дорогам, без какого-либо предупреждения можно обнаружить за поворотам гравий, песок, листья и даже коровью лепешку (например, в Карпатах). Как только переднее колесо въезжает на такое препятствие - мотоцикл падает.

Как этого избежать: в первую очередь - не бойтесь! Ездите в темпе, который позволит вам дать время на реакцию и способность к действиям. Правило "медленно туда" - "быстро обратно" должно хорошо усвоиться в вашей голове. Поддерживайте широкую траекторию на входе в поворот, как только вы пройдете его апекс - можно смело открывать газ. Подробно о поворотах - в этой статье.

Торможение в наклоне, или трэйлбрэйкинг - его используют пилоты, с более продвинутыми навыками. Эти навыки вы обязаны получить под наблюдением инструктора в специализированной мотошколе на гоночной трассе, перед тем, как попасть на дороги общего пользования. Используя их, вы можете получить большее пятно контакта в повороте, а значит и лучшее сцепление покрышек с асфальтом, ну а работа задним тормозом поможет скорректировать траекторию. Все это даст больше шансов объехать препятствие без последствий.

Другой навык, который нужно приобрести, это правильная фокусировка зрения. Опять же, лучше узнать это от квалифицированного специалиста, прежде чем пытаться освоить его самостоятельно.

Слишком быстрый вход в поворот 

И вот поворот неожиданно становится круче, чем ожидалось...О-о-о-о, нет!

Как этого избежать: Быть внимательным. Ездить на столько быстро, на сколько позволяет дорожная обстановка и различные подсказки: столбы, деревья или другие признаки изменения дорожного полотна.

Если вы окажетесь в ситуации, когда скорость в повороте слишком высока - лучшим подходом будет довериться мотоциклу и пытаться пройти этот поворот. Байк, скорее всего, более способный, чем вы, так что единственная причина, которая мешает проходить виражи - это вы. Плавная работа газом и тормозом, контроль над собой, даже когда подножки скребут уже по асфальту. Сфокусируйтесь на выходе из повороте и проходите его!

Это еще одна ситуация, в которой торможение в наклоне (трэйлбрэйкинг) может реально помочь.

Автомобиль меняет полосу и перестраивается прямо в Вас

Вы тянетесь в пробке, в то время как машина в соседней полосе внезапно пытается занять ваше пространство. Помните, ваш крошечный мотоцикл может легко оказаться в мертвой зоне, к тому же работает все тот же психологический момент - автомобилист ищет препятствие в виде машины, но не мотоцикла. Подробно о езде в междурядье можно прочесть в этой статье.

Как этого избежать: знать, где могут располагаться мертвые зоны, и находится в них как можно меньше времени. Если вы видите водителя соседнего авто в его же зеркало - он видит вас.

Остерегайтесь ситуаций, когда перестроения из полосы в полосу станут более вероятными. Траффик замедляется, люди начинают перестраиваться в более быстрые полосы. 

Ищите признаки смены полосы движения автомобилем: сигналы поворота, поворота колес, автомобиль рыскает своей полосе, пока водитель проверяет свои зеркала и, конечно, голова водителя двигается. Будьте в курсе всего, что происходит в соседних с вами машинах, и вы будете себя чувствовать хорошо.

Машина въезжает в мотоцикл сзади

Вы приближаетесь к перекрестку, или знаку "СТОП", или к автомобильной тянучке... и тут же получаете удар сзади. Хуже, кода впереди так же оказывается машина, тогда мотоциклист может быть зажат в "клещи", а это еще более травмотично.

Как этого избежать: использовать автомобили вместо себя. Как только машины начали скапливаться, не стойте за ними, лучше поравняться, или выехать в междурядье - так вы избавите себя от возможных тяжелых последствий "бутерброда".

Полезно так же будет помигать стоп-сигналом, чтобы привлечь внимание водителей сзади. Держите два пальца на тормозе, в любую минуту готовясь открыть газ. Постоянно контролируйте ситуацию в зеркала заднего вида.

Обращайте особое внимание на места, где могут возникнуть такие ситуации: возле ночных клубов, на пешеходных переходах и вне их - вдруг кто-то впереди вас решил пропустить милую кошечку?

Приятели-идиоты 

Вы могли видеть, как это случается. Групповая езда, кто-то неожиданно останавливается, товарищи сзади сильно заняты, чтобы отреагировать, и происходит завал.

Как этого избежать: убедитесь, что в компании все знают особенности групповой езды на мотоциклах. Вы будете удивлены, как много людей не знают об этих простых правилах. Пренебрежение этими правилами может привести к столкновению. Окружите себя компанией, которая умеет ездить группой, или катайтесь в одиночку.

Блокировка переднего тормоза 

О нет! Здоровенная собака, милые девушки, или ГАИшники остановили движение. Вы в панике хватаетесь за рычаг переднего тормоза, и, следующее, что вы наблюдаете, лежа на земле, как мотоцикл удаляется от  вас на боку, высекая искры.

Как этого избежать: советы по использованию переднего тормоза - это может показаться нелогичным, но передний тормоз является самой мощным и сложным в освоении компонентом на мотоцикле, она может изменить вашу скорость гораздо быстрее, чем  двигатель.

Если вы только учитесь ездить, никогда не осваивали навык экстренного торможения передним тормозом, или только купили байк - нужно научиться, понять его и освоить. Начать практиковать на пустой автостоянке. Начиная с малых скоростей, а потом с больших, раз за разом пытаясь остановиться в одной и той же точке, сокращая свой тормозной путь как можно больше, тормозя на грани. Вы должны быть в состоянии чувствовать шины на самом краю блокировки и  момент, когда заднее колесо отрывается от земли. Так вы сможете использовать максимальные тормозные возможности вашего мотоцикла.

Двери машины распахнулись 

В промежутке между припаркованными авто и с соседним рядом есть вероятность того, что кто-то захочет выйти, или вытрусить пепельницу. Тогда ваш байк пришвартуется прямиком в открытую перед вами дверь. А это очень больно, и дорого.

Как этого избежать: Никогда, никогда, никогда, никогда не ездить между активными полосами движения и рядом припаркованных автомобилей. Не только потому, что двери могут внезапно открыться, пешеходы так же могут внезапно появиться, да и еще какие причины. 

Скользкое покрытие

Дождь капает с  неба! Холодный, влажный и, скользкий. Подробно о езде в дождь - в этой статье.

Как этого избежать: ваш байк обут в достойные шины? Или вы решили докатать эту покрышку, или поставили б/у резину из Европы? Подсказка: это не правильно. Пока ваши покрышки находятся в допустимом износе, вы будете удивлены тем, как хорошо работает мотоцикл во влажных, или даже снежных условиях.

На мокрой дороге, такие вещи, как крышки люков, разметка становятся супер скользкими! Масло на поверхности, или дизельное топливо по сцеплению можно сравнить разве что с гололедом! Смотрите на пятна радуги и избегайте тих. Если дождей не было долгое время, первый час осадков, или около того, будет самым коварным, он смывает весь мусор и загрязнения на дорогу. Лучше побалуйте себя чашечкой горячего кофе и ждите, пока ливень  смоет это все прочь.

Также остерегайтесь ограниченной видимостью при дожде. Другие, неопытные водители, могут не понимать, что коэффициент сцепления шин с дорогой уменьшился, и торможение потребует больше времени, чем ожидалось.

Наиболее распространенная причин аварии с мотоциклом 

Алкоголь является самым влиятельным фактором на безопасность. В 50% случаев именно он является причиной аварии.

Как этого избежать: не пить за рулем! 

Подготовил:    

Андрей Куркурин

статьи по теме