rss

Торможение с понижением передач

30.11.2011 16:23:10
В продолжении  серии статей об управлении шоссейным мотоциклом, мы плавненько переходим на следующий этап развития и усложняем то, что уже умеем делать легко. Итак, сегодняшней темой  будет торможение с переключением передач вниз и синхронизацией оборотов. Тема очень сложная и требует некоторого времени для адаптации и тренировки.

Начнем с теории. Самое эффективное торможение это когда вес мотоцикла и пилота находится на переднем колесе, вилка практически сокращена и на тормозные диски передается такое усилие, которое граничит с блокировкой переднего колеса. Задним колесом при торможении пользуются только для получения какого-то эффекта из серии триал брейкинга.  Торможение задним тормозом на треке очень неэффективно, поскольку нередко во время торможения заднее колесо понимается или висит в воздухе.

В момент приземления колеса необходимо, чтобы обороты мотора соответствовали оборотам колеса иначе можно здорово приложится так как колесо скорее всего будет не синхронизировано и будет вращаться или быстрее или медленнее скорости движения мотоцикла. Нажимать сцепление и прочие неправильны элементы управления мы не рассматриваем так как нам необходимо чтобы гироскопический эффект на колесе все таки стабилизировал мотоцикл при движении по прямой.

Для примера берем литровый мотоцикл Honda Fireblade CBR1000RR. На другом мотоцикле диапазон оборотов может отличаться и соответствие скорости оборотам так же. В этом случае смотрим теорию тут и проецируем ее на свой аппарат. Если это сложно тогда прошу в форум, мы поможем.

Итак, с теорией разобрались. Поехали. Разгоняемся до максимальной скорости :) 297 кмч и валим по прямой. При отметке 100 метров нажимаем тормоза и с перегазовкой и переключением передач вниз вваливаемся в поворот на 160 что есть вторая передача :) Звучит убедительно, но давайте сделаем это так чтобы можно было тормозить и уверенно входить в поворот, а не с большим риском не войти.

Торможение. (о правильной посадке я молчу) Закрываем газ и давим плавно, чтобы начать сокращать вилку, желательно делать это так, чтобы при закрытии газа и переносе веса вперед догружать вилку еще нажимая тормоза. То есть мы не давим на тормоза сразу и сильно, а сначала плавно и добавляем нагрузку прогрессивно. (Это все не значит делать медленно, можно делать все очень быстро, но дозировать нагрузку нужно именно таким образом.) То есть задача сделать плавный перенос веса на переднее колесо. Если учесть что на прямой масса находится больше на заднем колесе, так как мы газуем на полную... Не нужно бросать всю массу сразу вперед, так как в момент передачи энергии можно потерять контакт переднего колеса. Плавно переносим ее на перед а затем начинаем эффективно тормозить.
Начинаем переносить вес тела вперед слегка нажимая на тормоз
Продолжаем перенос веса на перед, давим уже сильнее
Затем уже с перенесенным весом давить максимально возможно на лапку тормоза, для остановки.
Тормозим макимально эффективно
Максимально эффективное торможение
То есть торможение делим на 2 этапа: перенос веса (плавное и прогрессивное, то есть постоянно увеличивающееся давление на лапку) и само торможение (постоянное давление на грани блокировки колеса)
Итак у нас начинают падать обороты мотора вместе с гашением скорости
6 передача - 10 000 оборотов переходит в 8 000,
Тахометр 8000 оборотов
мы нажимаем сцепление (не полностью, а до начала его проскальзывания, возможно немножко больше) и делаем перегазовку, то есть поднимаем обороты на несколько тысяч
Тахометр 10 000 оборотов
так чтобы в момент переключения передачи вниз и когда сцепление отпущено обороты были выставлены идеально относительно скорости.

N.B. Перегазовка делается уже в момент эффективного торможения а не в момент переноса веса на переднее колесо.

Внимание! Перегазовку тренируйте на пониженных оборотах, так чтобы в момент отпуска сцепления ваша скорость не была выше конца тахометра вашего мотоцикла. Потому как если максимальные обороты мотора и соответственно колеса будут ниже скорости перемещения мотоцикла то скорее всего будет падение из за блокировки заднего колеса. Трагедию может спасти проскальзывающее сцепление, но не стоит делать ошибок там, где это может быть опасно.
Езда при перегазовке на максимальные обороты
Поэтому не делайте перегазовку так, чтобы ваше максимальное значение оборотов было практически под конец тахометра.
Граничная зона 11 000 оборотов
Очень маленький зазор на ошибку. В дальнейшем вы можете ездить хоть на грани отсекателя но тренироваться можно и на более щадящих режимах.

Как делается перегазовка.
Вы держите средний палец на лапке тормоза и не изменяя усилия на лапке продолжаете гасить скорость.
Начало торможения на закрытом газу
В этот момент ваша левая рука нажимает сцепления а правая поднимает обороты мотора опираясь на средний палец как на рычаг.
Поднимаем обороты на 2 000 с торможением
Торможение с поднятием оборотов
Для тех кто хочет перегазовываться и тормозить средним и указательным пальцем - лучше купите такую тормозную машинку на которую можно давить только одним пальцем потому как тормозить средним и указательным и перегазовываться очень неудобно. Но конечно же возможно. Тренируйте правильные навыки.

Итак мы отпускаем сцепление и имеем скажем 10000 оборотов исходных но уже на 5 передаче. Повторяем вышеперечисленные операции и переходим на 4 передачу, затем 3, затем вторую и в этот самый моменты мы вваливаемся в поворот и продолжаем гасить скорость. Затем плавно отпуская тормоза мы добавляем газу и поехали.
Отпускаем тормоза с набором газа
Про то как тормозить на повороте мы напишем еще одну статью.

Удачных тренировок!
Dez (Сергей Герман)

статьи по теме