rss

Проскальзывающее сцепление: как это работает

18.11.2013 14:04:41
Когда вы едете на  высокой скорости, и вдруг впереди появляется острый поворот, первой реакцией будет немедленное торможение и переход на более низкую передачу. Но что, если вы хотите переключить 2-3 передачи вниз, двигаясь при этом на высокой скорости? Или поверхность дороги скользка, а мотор обладает большим крутящим моментом. В таком случае есть риск не только повредить КПП мотоцикла, но и из-за интенсивного торможения двигателем сорвать заднее колесо в юз, а это чревато падением. Для того чтобы избежать такой проблемы, существует проскальзывающее сцепление (slipper clutch), или у него есть более точное определение - ограничитель обратного крутящего момента. Принцип его заключается в проскальзывании дисков корзины сцепления, пока обороты двигателя не станут соответствовать скорости вращения заднего колеса.




В обычных корзинах сцепления при экстремальном торможении двигателем, тормозное усилие, передаваемое на заднее колесо через приводную цепь или карданный вал, может вызвать тряску, "дробление", и подпрыгивание заднего колеса, что приводит к потере сцепления покрышки с асфальтом. Основная задача проскальзывающего сцепления - контролировать заднее колесо при резком, экстремальном торможении и переключениях на пониженную передачу



Первое применение проскальзывающего сцепления на мотоцикле было найдено на байке "Hogslayer", сделанным Джонм Грегори и Кристенсоном. ("Hogslayer" был гоночным мотоциклом и записал много рекордов на свое имя в 70-е годы прошлого столетия. Мотоцикл был известен благодаря своим технологическим инновациям. Он был способен производить 320 л.с. и развивал максимальную скорость в 290 км/ч. В настоящее время окончательный вариант этого мотоцикла находится в Британском Национальном музее мотоциклов.) С тех пор применение проскальзывающего сцепления стало традицией в мотогонках, в частности, в MotoGP. Сейчас, все мощные и производительные серийные мотоциклы так же имеют такой узел.



Фактическая разница между проскальзывающим сцеплением и обычным сцеплением мотоцикла. На фото муфта сцепления разобрана. Основание муфты находится в правой части, а хаб (внутренность самого узла) - в левой части. Вы можете увидеть шарики и пазы, по которым они перемещаются. В обычном режиме, когда идет набор скорости, или мотоцикл двигается с постоянной скоростью, в зацепление входят части, которые отмечены синим цветом. Плоскости этих пазов находятся перпендикулярно относительно плоскости корзины, и корзина сцепления работает в обычном режиме - передает крутящий момент.

Во время резкое падение скорости, основание и хаб корзины сцепления проворачиваются, и в работу вступают наклонные пазы и шарики в них. При достижении определенного усилия, хаб и основание корзины сцепления начинают скользить друг относительно друга, поскольку их плоскости находятся под углом, корзина начинает расширятся, тем самым разжимая диски, и частично поглощает силу торможения мотором, выключая сцепление.

Следует отметить, что если такой важный узел, как проскальзывающее сцепление, покупается в качестве тюнинга, то он требует грамотной установки и настройки. Лучше доверить это специалистам, иначе можно вообще лишить свой мотоцикл торможения двигателем.

статьи по теме