rss

О знаках КРУТОЙ ПОВОРОТ...

27.01.2012 15:05:51

...наших дорогах, и GPS

Знак опасный поворот

Недавняя поездка напомнила об одной теме, которую я хотел осветить.

Речь идет о поворотах на дорогах общего пользования. 

Для начала немного официальной информации из ПДД

 

Предупредительные знаки

 1.1 "Опасный поворот в правую сторону". 1.2 "Опасный поворот в правую сторону".

 

Знаки 1.1 и 1.2 предупреждают о скруглении дороги радиусом менее 500 м вне населенных пунктов и менее 150 м - в населенных пунктах или о скруглении с ограниченной обзорностью.

Знаки опасного поворота   

Теперь немного мото-теории :)

 

Мотоцикл на гражданской резине (тоесть с максимальным углом наклона в 45 градусов) пройдет поворот радиусом 500 м в максимальном наклоне со скоростью около 252 км/ч

Тоесть тут без вариантов — на скорости до 180-200 можно спокойно проезжать все повороты не отмеченные знаком "Опасный поворот" вне населенных пунктов :) :) :) В теории, конечно...

Более того. Для радиуса в 150 метров имеем предельную скорость в 138 км/ч, а с учетом того что это в населенных пунктах, то сами понимаете...

 

В общем случае все повороты не отмеченные знаками "опасный поворот" можно проходить с более чем двухкратным запасом по углам наклона относительно ограничения скорости. 

 

А вот теперь о обратной стороне медали. Ключевое слово — менее. А вот это менее может быть совсем менее, особенно на второстепенных дорогах. А фраза "ограниченная обзорность" таит в себе повороты с изменяющимся радиусом. Которые чрезвычайно опасны именно своей неожиданностью.

 

Лично проезжал неожиданные повороты с радиусами в 10 метров. А для них, на секундочку, предельная скорость (именно с углом наклона 45 градусов, или, как говорят, "с коленкой") составляет 35 (!) километров в час. На практике же и того меньше.

 

Конечно, не вопрос оттормозиться с разрешенных 60 (ну а реально все едут 80) в населенном пункте. И вот тут нас поджидает Укравтодор (ссылка на статью с весны).

Все то же самое — ямы, колейность, "стиральные доски", квадратно-гнездовой ремонт асфальта... 

 

Еще немного мото-теории.

При торможении вес мотоцикла уходит вперед, нагружая переднее колесо. Что вместе с изменяющимся углом вилки делает руление острее! (в особо запущенных случаях пилот на торможении еще и упирается руками в руль, делая нормальное руление невозможным). И мотоцикл начинает рыскать по траектории перед и в процессе поворота. В идеале, когда пилот абсолютно не опирается на руль, ничего страшного не происходит — главное не бояться ощущения гуляющего под тобой мотоцикла, который в наклоне отрабатывает все неровности.

 

Но! Тут есть еще один подводный камень. Выбор скоростного режима на дорогах, которые состоят исключительно из неровностей. (Вспоминаем в какой стране мы живем). Второстепенные дороги практически все такие. Так вот если ехать положенные 60 или 90 км/ч, мотоцикл будет отрабатывать каждую кочку и ямку, пытаясь повернуть или вырвать руль из рук (демпфер тут помогает лишь отчасти — усилия сопоставимы с рулением, поэтому если затянуть до такой степени демпфер, то рулить будет невозможно). И здесь помогает только увеличение скорости — подвеска переходит в рабочий режим, и мотоцикл стабилизируется.

Все это относится к стоковой подвеске, настроенной на нормальную эксплуатацию мотоцикла. Если ее распустить по демпфированию (а в стоке это не всегда вообще возможно), то мотоцикл начнет "плавать" в поворотах. (Кстати кто не в курсе — пружиной работа подвески не регулируется. Регулируется демпфированием. Преднатяг пружины выставляется один раз и навсегда в зависимости от массы мотоцикла и пилота. Имеет смысл менять преднатяг только на загруженном кофрами и пассажиром мотоцикле, если до этого пружина на заднем амортизаторе(ах) была выставлена для одиночной езды)

 

Резюмируя все вышесказанное, что мы получаем на практике и какие из этого выводы.

1. Знаки "Опасный поворот" могут ввести в заблуждение, когда за ними поворот достаточно пологий, как для мотоциклиста. Но! На третьем или четвертом знаке он может быть очень резким. Поэтому к каждому знаку относимся, как к предупреждающему о реально опасном повороте.

2. Торможение начинаем очень зараннее, не стесняясь пользоваться задним тормозом для облегчения жизни переднему колесу (в этом месте пою диферамбы системе CBS на тяжелых Хондах!). И это какраз тот случай когда наличие ABS не делает жизнь проще

3. Скорость движения выбираем из дорожной обстановки и с запасом на более длинное торможение.

4. Тюнинг подвески необходим не только гонщикам. В отличие от тюнинга выпускной и впускной систем, "правильные" вилка и амортизатор очень сильно меняют поведение мотоцикла в лучшую сторону... Эффективность данного решения очень высока, что и отражается на его цене... :(

 

P.S. При чем тут GPS? Все просто — я успеваю подсмотреть на навигаторе радиус следующего поворота, пока нахожусь на прямике. И сделать из этого соответствующие выводы. 

Ivor (Игорь Волчек)

статьи по теме