rss

Контрруление — "контролируемое руление"

13.01.2012 16:56:14

Контрруление - "контролируемое руление"
В этом теоретическом уроке нашей виртуальной мотошколы речь пойдет о самом, наверное, неоднозначном понятии основ управления мотоциклом - контррулении. Термин неудачный, воспринимается как альтернатива какому-то "просто рулению", хотя имеется ввиду поворот колеса в сторону, противоположную направлению поворота.
В тематических мотофорумах можно найти целые простыни споров касаемо теории с привлечением гироскопических моментов колес, переноса масс и "специфических движений телом".... Часть перечисленных аспектов оказывают влияние на руление, но они только дополнение к основному принципу.

Я попробую упростить теорию, ведь согласись - для пользования микроволновкой абсолютно необязательно разбираться в физике СВЧ. А для любителей физики постараюсь со временем описать все в формулах в отдельном материале о физике движения мотоцикла. Для многих является откровением то, что угол наклона, необходимый для прохождения некоего поворота с определенной скоростью и радиусом, не зависит от массы мотоцикла :)

Вначале несколько основополагающих "аксиом":
1. При смещении центра тяжести одноколейное транспортное средство (коим мотоцикл и является) поворачивает в сторону смещения.
2. Поворот переднего колеса в сторону поворота всегда поднимает мотоцикл.
Второй пункт является ключем к пониманию причины поворота руля в сторону поворота мотоцикла на малых скоростях. Мы просто не даем ему упасть.
Этим утверждениям предлагаю просто поверить, запомнить и принять как данность. Расширенная теория ("почему мотоцикл не падает") скорее помешает на данном этапе.

Возьму на себя ответственность расшифровать "контрруление" как "контролируемое руление". Так более точно передается суть и исчезает путаница в термине.
Ну и заодно поворот руля в сторону от намеченной траектории наружу буду называть "отворотом". Для обозначения разницы между поворотом руля и поворотом мотоцикла вцелом.

"Зачем мне контрруление?"

Неоднократно можно встретить заявление о переносе массы как причине поворота. Одним из аргументом является свешивание. На самом деле цель свешивания - меньший наклон мотоцикла для сохранения сцепления колес с дорогой. Но допустим ты решил попробовать повернуть просто сдвинувшись на сиденьи, например, вправо. Мотоцикл отклонится влево, вся система "пилот-мотоцикл" уравновесится и будет продолжать прямолинейное движение (хотя смотрится со стороны это странно).

Смещение центров тяжести системы МОТОЦИКЛ-МОТОЦИКЛИСТ
Другое дело если попеременно загружать подножки, которые разнесены относительно центра мотоцикла в стороны, при активном смещении тела (тут уместо вспомнить качели - ведь можно раскачать самого себя сидя на качелях) Есть одно "но" - из-за достаточной скорости и инертности мотоцикл будет оооооочень долго наклоняться, если использовать только перенос массы тела. Поворот колеса в привычную на малых скоростях сторону только усугубит ситуацию. Как следствие - поворот выйдет очень пологим. Говоря проще, не впишешься в намеченную траекторию. Ты не намечаешь траектории? Тогда тебе сюда.

Многие люди говорят, что не пользуются контррулением. Даже те, кто кладет мотоцикл достаточно быстро :) Ответ прост: сам момент контрруления достаточно быстр и очень эффективен. Как ни странно, человек может просто не замечать его, что не мешает подсознательно использовать. Достаточно буквально на миллиметры сдвинуть клипон при переносе тела, и мотоцикл незаметно для пилота наклонится. Угол наклона на дорогах общего пользования невелик, так проектируются повороты с учетом скоростного режима. На трассе между населенными пунктами пологие повороты можно проходить на достаточно высокой скорости, смещая вес и вообще не поворачивая руль! (это просто для информации, но ни в коем случае не призыв к экспериментам). Но наша задача - все держать под контролем, не так ли?

Так вот, контрруление - это единственный способ контролировать скорость наклона и, как следствие, угол наклона мотоцикла. А это открывает невиданные перспективы в плане выбора траекторий. Трудно переоценить важность владения этим навыком в условиях непредсказуемого городского трафика.
Это разрушает еще один миф о том, что контрруление - исключительно гоночный прием. В гонках, как нигде, все направлено на эффективность и безопасность.

Как это работает и как это делать.

Когда-то в многочисленных спорах у меня родился пример, позволяющий без знания теории и физики понять принцип. Его проще показывать, но попробую описать. Достаточно при ходьбе занести левую ногу правее правой - и тебя резко кидает ВЛЕВО!
Принцип контр руления, работа векторов сил на руле и колесе 

На фотографии четко видно что колесо не повернуто внутрь поворота, а стоит почти прямо.


Так вот, поворачивая руль в сторону, противоположную направлению поворота мотоцикла, переднее колесо уводится с траектории наружу. И мотоцикл... падает, теряя опору. Это как раз то, что нам надо!
Скорость его падения будет определяться скоростью "отворота" руля. Как определяется угол, на который наклонится мотоцикл? Скоростью и продолжительностью "отворота". Для завершения наклона достаточно просто перестать прилагать усилие к клипонам и мотоцикл продолжит движение с выбранным углом, уравновешенный центробежным ускорением от тяги двигателя. Попытка же выровнять руль приведет к п.1 из начала теории - подъему мотоцикла и, как следствие, выравниванию и спрямлению траектории. Это мы делаем в самом конце совместно с добавлением газа для выхода из поворота.
На каких скоростях работает контрруление? Да на всех. Главное - понимать, что происходит.

Пример работы контр руления

Подводные камни и ошибки.

Во-первых, тяга. Не будет скорости - нечему удерживать мотоцикл от падения.
Второе. Контрруление - очень эффективный прием. Достаточно небольшого давления на внутренний клипон для пугающе быстрого наклона мотоцикла. Тут важно не паниковать и не выворачивать резко руль обратно - мотоцикл может просто не успеть справиться с таким резким изменением планов райдера и потерять колесо. Достаточно перестать давить на клипон и мотоцикл зафиксируется на достигнутом угле наклона. Повторюсь - газ не сбрасывать!
Еще есть нюансы, какой рукой или руками более логично и правильно управлять, но эти вопросы выходят за рамки данной статьи.

Резюмирую: контр руление - необходимый навык для быстрого изменения траектории. Незаменим при объезде препятствий, перестроениях из полосы в полосу.

Ivor (Игорь Волчек)

статьи по теме