rss

Жажда Скорости

07.04.2014 16:09:16
Стремление к скорости закладывается еще на уровне сперматозоида, стремящегося обогнать соперников и первым прильнуть к яйцеклетке.
Так говорит мой брат. А он об этом знает наверняка по своему опыту, ведь он старший.


Перезагрузка скоростью

Езда на большой скорости – стресс и испытание как для тела, так и для мозга. При разгоне на мотоцикле с нуля до сотни за 3 секунды мозг бомбардируется огромным количеством сенсорной информации: для принятия правильных решений в голове нужно срочно что-то менять. При нормальном режиме работы нервной системы все данные просто не успевают укладываться по полочкам, а без этого невозможна адекватная координация движений водителя.
Поэтому еще до того, как ты выкрутишь газ на полную, нервная система активизируется, чтобы расширить границы твоего восприятия. Работая четко и быстро, как компьютер на атомной станции, мозг постоянно посылает органам чувств запросы о состоянии организма, окружающей среды и мотоцикла. При необходимости в движение приводятся те или иные группы мускулов или активизируются защитные рефлексы, корректирующие ситуацию. Именно благодаря постоянству таких биологических расчетов возможна многочасовая езда на большой скорости, что нужно, в первую очередь, спортсменам.
Кстати, у них около 80% использованной мозгом энергии превращается в тепло, которое во избежание перегрева организма рассеивается. От этого гонщики сильно потеют и за этап соревнования могут потерять 5-10% веса.
Вследствие эмоциональных и физических нагрузок учащается сердцебиение. Пульс зашкаливает не меньше, чем во время атлетических упражнений, и так может продолжаться довольно долг – до часа. При этом в организме возрастает уровень адреналина и норадреналина – так называемых нейромедиаторов, отвечающих за передачу электронных импульсов между нейронами и другими клетками. Под влиянием скорости концентрация этих веществ становится в крови в несколько раз выше, чем при самых тяжелых физических нагрузках.

Все сказанное относится как к мотоциклам, так и к автомобилям с той лишь разницей, что скорость на двух колесах ощущается значительно острее. И дело не только в том, что байкер не ограничен закрытым пространством. Главное, что его машина более чувствительна в плане управления. Если рассматривать транспортное средство как продолжение тела водителя, то мотоцикл – самый совершенный из всех имеющихся на сегодня удлинителей пятой конечности.
Ну и, конечно, концентрация внимания мотоциклиста на порядок выше, чем автомобилиста. Рассекая шлемом встречный воздух, у тебя вряд ли есть время и желание рассказывать пассажиру анекдот или болтать по телефону.
Опасности, связанные с быстрой ездой, очевидны всем и каждому, тем не менее, езду с ветерком любят не только русские. Как уверяют психологи и эксперты, изучающие вопросы дорожного движения, есть три главные причины, почему люди обожают скорость. Быстрая езда может быть поиском острых ощущений, элементом агрессивного поведения на дороге или неосознанным действием.
Любой страховщик знает в лицо своего самого нежелательного клиента – это водитель-мужчина в возрасте 20-25 лет.

Потребность в адреналине

жажда скоростиВ отличие от других видов транспорта, мотоцикл тестирует наше умение контролировать текущую ситуацию до края возможного. Только он может заставить тебя так отчетливо ощутить щекочущее чувство прямой угрозы, избежать которую можно в самый последний момент легким движением запястья. Никогда раньше хорошая и свободная дорога не была такой приятной для взора, а легкие неровности асфальта не приводили тело в чувство невесомости. Если тебе знакомо все это – ты один из искателей острых ощущений, или, как их еще называют – adrenaline junkie, то есть адреналинный наркоман.
Этим термином, возникшим в 1993 году, называют людей, которые целенаправленно гонятся за острыми эмоциями. Когда ощущения ослабевают, они начинают нервничать и искать новые дозы удовольствия. Как считают некоторые ученые, по силе зависимости острые переживания сравнимы с таким наркотиком, как кокаин. Психологическая зависимость от притока адреналина наблюдается довольно часто, а вот физиологически этот «продукт» более безопасен – ломок от его нехватки ни у кого еще не было.
Как черта характера это стремление хотя и бывает приобретенным, в значительной мере передается по наследству. Это доказано изучением пар близнецов, выросших в разных семьях. Открыт даже специальный ген, отвечающий за тягу к риску. У обладателей этого гена занижен уровень вещества, ослабляющего эффект так называемого «химиката удовольствия» – дофамина. То есть, у них на химическом, а значит и психологическом уровнях в буквальном смысле срывает тормоза.
Несмотря на явную опасность, в кругу молодежи быстрая езда остается одним из главных способов получить дозу дофамина. Специальные тесты показывают, что профессиональные гонщики в плане рискованности набирают больше баллов, чем скалолазы или парашютисты-скайдайверы.
Также установлено, что желание пощекотать себе нервы чаще проявляется у молодых мужчин и с возрастом, как правило, стремится к нулю. Любой страховщик знает в лицо своего самого нежелательного клиента – это водитель-мужчина в возрасте 20-25 лет. В развитых странах на такую аудиторию приходится всего 10% мотоциклов и 32% аварий с фатальным исходом.
По данным некоторых исследователей из США, на самом деле стремление к острым ощущениям одинаково развито как у мужчин, так и у женщин. Но общество не хочет с этим соглашаться и порицает дам, желающих порезвиться за рулем, подавляя их вполне природные потребности.
В прошлом году социолог Това Розенблум описал такой эксперимент. Он фиксировал водителей, проехавших перекресток на красный свет, а потом предлагал им пройти тест на уровень зависимости от адреналина. Конечно, те, кто чаще других проезжали на красный свет, набрали максимум баллов, и большинство из них были мужчинами. Однако хитрый Розенблум не растерялся и сделал «ход конем». Он выставил на перекресток полицейского. Число нарушений уменьшилось, но теперь среди хулиганов и добропорядочных граждан оказался равный процент мужчин и женщин. Из чего следует, что в особенно рискованных ситуациях действия Мэ и Жэ зависят все же не столько от пола, сколько от характера конкретной личности.

Агрессивная езда

жажда скорости
У агрессивной езды, элементом которой является превышение скорости, мотивы могут быть все те же – щекотка нервов. Но чаще необузданное поведение на дороге не причина острых эмоций, а их следствие, уходящее корнями в фрейдизм, или же воспитанная привычка.
Во многих случаях ответственность за проявление дорожной агрессии лежит на медиа и обществе в целом. Хотя автомобильная реклама по ТВ напрямую и не призывает к превышению скорости, косвенно она побуждает к этому. Не говоря уже о блокбастерах или мультсериалах наподобие «Симпосонов», где гонки нужны для поддержания остроты сюжета.
«Агрессивное вождение больше не является экстримом, оно превратилось в норму поведения на дороге», – говорит психолог, профессор Леон Джеймс, изучающий закономерности дорожного движения. По его словам, кроме телевизора, детей такому поведению собственным примером учат родители. Постепенно быстрая и агрессивная езда превращается в национальную традицию, которая не основывается на психологических расстройствах личности.
Но не все еще потеряно. Для многих причинами дорожной агрессии являются именно эти расстройства. С точки зрения фрейдизма, быстрая езда – чистейшей воды сублимация неиспользованной по назначению сексуальной или агрессивной энергии. Накапливаясь где-то в голове, эта энергия освобождается в виде тепла от трения покрышек об асфальт.
Другой вариант – антиобщественный протест. Такое желание проявить на дороге свое несогласие с остальным миром бывает вызвано слишком строгим воспитанием.
В радикальных случаях быстрая езда становится формой парасуицида – мнимой попыткой самоубийства с целью привлечь к себе внимание общества. В частности, выделяют такие мотивы парасуицида, как призыв о помощи, протест против сложившейся ситуации, необходимость забыться, самонаказание и отказ от жизни. Мнимое самоубийство чаще встречается среди молодых людей, находящихся в состоянии шока, но у которых отсутствует какое-либо серьезное психическое заболевание.
Для других участников дорожного движения такие водители особенно опасны. На Западе их манеру езды называют road rage – дорожная ярость, так как эти люди склонны к потере эмоционального контроля над собой.
В 1968 году Американский психиатрический журнал (American Journal of Psychiatry) провел исследование, которое показало, что один из пяти погибших в автокатастрофе водителей был замечен в проявлении агрессии на протяжении 6 часов перед смертью. То есть, неумение эффективно справляться с приступами злости отображается на способности к вождению, а значит — и на безопасности самого водителя. Береги свои нервы.

На подсознательном уровне

жажда скорости
Наивно предполагать, что скорость превышают только искатели ощущений и психически неуравновешенные водители. Довольно часто быстрая езда бывает неумышленной вследствие подсознательных причин, побуждающих давить на газ.
Способность человека определять на глаз скорость любого объекта далеко не совершенная. Как автомобилисты, так и мотоциклисты склонны преувеличивать темп движения других машин и преуменьшать свой собственный. Из-за этого водители зачастую считают, что знаки ограничения рассчитаны на кого угодно, только не на них. А поскольку на трассе приходится подстраиваться друг к другу, все это вызывает эффект снежного кома с постепенным наращиванием средней скорости потока.
Чтобы занизить оценку своей реальной скорости нашему мозгу многого не требуется. Для этого достаточно:
  •  ехать быстро на протяжении долгого времени и привыкнуть к этому;
  •  резко изменить зоны движения, например, с шоссе въехать в город или после ровного участка попасть в серию поворотов. В таких переходных ситуациях водитель может не достаточно ослабить ручку газа, хотя ему будет казаться, что он движется медленно, как улитка. В Голландии перед въездом в населенный пункт по бокам дороги рисуют поперечные полосы, которые мигают в глазах и напоминают о том, что скорость все еще велика;
  •  двигаться по дороге с пустынными обочинами. Тот же эффект дает езда в тумане. Недооценка происходит оттого, что скорость главным образом воспринимается через информацию, попадающую в мозг с периферии зрения. А вертикальные элементы на обочине, такие как деревья или дома, наоборот способствуют завышенному восприятию скорости. Общее правило гласит, что если вертикальный объект на обочине длиннее, чем ширина дороги, водитель подсознательно притормозит, так как ему будет казаться, что он несется слишком быстро.
  •  выбрать тяжелый мотоцикл с высокой посадкой и мягкой подвеской.
Кроме этого, на неосознанное увеличение скорости влияют:
  •  широкая дорога
  •  большое количество полос
  •  хорошее покрытие
  •  отсутствие поворотов
  •  наличие аварийной полосы
  •  наличие велосипедной дорожки
  •  наличие дорожной разметки

В городе дополнительное желание поддать газу возникает также от шума, высокой температуры и загруженных дорог. Все эти факторы действуют как подстрекатели к агрессии.
На избранную скорость также влияют комфорт водителя, уровень вибраций, бесшумность и, конечно же, мощность двигателя.
Чтобы не поддаваться всем этим искушениям и удерживать постоянный темп движения, нужно выработать две простые привычки: не ерзать газом без надобности и прислушиваться к шуму двигателя. Если в детстве тебе на ухо не наступил медведь, ты будешь легко улавливать изменения в частоте звука мотора и пресекать их ручкой газа. Ну и главный совет: поглядывай на спидометр.



Угроза нацбезопасности

жажда скорости
По разным данным, от 30 до 40% всех фатальных случаев на дорогах происходят из-за превышения скорости. В Украине этот показатель официально составляет 31%.
Превысив ограничение всего на 5 км/час, водитель повышает вероятность аварии в два раза. При 10 км/час сверх нормы вероятность возрастает в 4 раза, а при 15 – в 10 раз.
По степени риска эти цифры сравнимы с концентрацией алкоголя в крови водителя соответственно на уровне 0.5, 0.8 и 1,2 г/литр. Кстати, водители больше остерегаются именно своих агрессивных коллег, чем слегка подвыпивших.
Но частота аварий – это только одна сторона медали за первое место в дорожных гонках. Другая сторона – тяжесть столкновений. Чем выше скорость, тем тяжелее последствия.
На серьезность аварий также влияет разница в массе столкнувшихся объектов. Кто весит меньше, тот и примет на себя большую часть освободившейся энергии. В этом плане мотоцикл особенно уязвим. Это при том, что по статистике, в двух случаях из трех вина в создании ДТП лежит не на мотоциклисте.
К сожалению, такие страшилки никого не пугают. В общественном сознании быстрая езда как в Украине, так и на Западе относится к разряду социально приемлемого поведения. Опросы водителей показывают, что по количеству жалоб на себя со стороны других водителей «гонщики» занимают всего лишь седьмое место, уступая любителям подрезать, обогнать справа, заблокировать проезд, проскочить на желтый свет или не включать повороты. То есть, опасность быстрой езды сильно приуменьшается.
Как показывают исследования, среди виновников аварий достаточно много тех, кого мы характеризовали выше как искателя острых ощущений, что, впрочем, не удивляет. Интересно другое: чаще в ДТП попадают «адреналинщики» с хорошо развитыми навыками внимания. Да и в целом эти люди отличаются не слабой способностью к сосредоточиванию. Поскольку именно такие водители чаще всего игнорируют меры защиты, вывод напрашивается один: они явно переоценивают свои водительские таланты и недооценивают опасности на дороге.
Ведь чаще тонут не те, кто не умеет плавать, а те, кто умеет слишком хорошо.
Самый простой способ защитить себя от преждевременной смерти на дороге – всегда, без исключений, пользоваться шлемом. Он снижает вероятность фатального исхода на 35-40%, а риск увечья – на 72%.
Будь как можно более заметным на дороге, одевай яркую защитную одежду и включай переднюю фару даже днем. Ведь мотоциклистов, особенно на наших дорогах, не замечают даже на подсознательном уровне. Чего стоит одна цитата из проекта Государствен-ной концепции усиления безопасности дорожного движения в Украине: «Наибольшая угроза безопасности дорожного движения исходит из таких факторов: чрезмерная и неадекватная условиям движения скорость; употребление алкоголя; участие в дорожном движении пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов».
Господа пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты: не мешайте людям в автомобилях нормально ездить.
Концепцию эту, к слову, так и не приняли. Может и к лучшему.

дофаминДофамиин – нейромедиатор, а также гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и другими тканями. Чаще всего его упоминают, когда речь идет о биологической системе удовлетворения, которая отвечает за наслаждение и прилив сил – чувства, мотивирующие человека на более активную деятельность в уже выбранном направлении. Дофамин в изобилии вырабатывается, когда человек получает то, чего он хочет – пищу, секс, хорошую книгу или страстный удар кожаной плеткой. Тогда хочется еще и еще. На повышении в организме дозы дофамина основывается действие таких наркотиков, как кокаин и амфетамин.

FPS Racing Team

статьи по теме