rss

История семейства GSX-R

08.04.2013 22:58:26
Двадцать восемь лет назад, в 1985 году, Suzuki GSX-R вошел в мир, и навсегда изменил его. В 2012 году Suzuki отметила выпуск миллионного GSX-R ограниченной серией Джиксеров. Юбилейных литровых GSX-R будет выпущено 1985 штук.


В честь знаменательного события, мы можем оглянуться на почти три десятилетия GSX-R, освещая некоторые важные вехи этого пути. Первый мотоцикл семейства был представлен в сентябре 1984 года, на выставке мотоциклов Кельне, "спортбайк с огоньком".

1985 GSX-R750




Это мотоцикл, который стоит у истоков.  До 1985 года, UJMs (универсальные японские мотоциклы) правили на улицах, а модифицированные версии участвовали в гонках. С появлением GSX-R750 все изменилось. Разработанный, чтобы быть гоночным мотоциклом на дороге общего пользования, в Suzuki создали машины для участия в серии World Endurance (World Superbike тогда еще не было), а поставив на мотоцикл светотехнику  и зеркала - выпустили его на улицы.

Мотор-воздушник Джиксера с масляным охлаждением, четыре цилиндра в ряд, и 100 лошадиных сил - это было гораздо больше, чем у конкурентов. Но наиболее важной была его революционная масса. GSX-R был на 78 кг легче, чем его аналоги в этой кубатуре. Незамедлительно пришел успех в гонках. Новый байк оказался на 1 и 2 позициях в 1985 году на 24-часовой гонки Ле-Ман и одержал победу в изнурительной гонке на острове Мэн -  TT.

Старая поговорка "гонки в воскресенье, продажа в понедельник" наиболее определенно применительно к новым GSX-R, так как он стал хитом продаж. Запущенный на мировые рынки в 1985 году, GSX-R750 не попадал в Америку до 86 года.

1986 GSX-R1100




Параллельно с кубатурой 750,  GSX-R1100 был выпущен на рынок  в 1986 году, по замыслу конструкторов, мотор которого должен был быть более дружелюбным и менее взрывным по характеру. Спортивно-туристический GSX-R лучше всего подходил для дорог общего пользования, а не для гоночной трассы. Большой крутящий момент позволял меньше работать лапкой КПП.

Тем не менее, 1100-ый был разработан по гоночным технологиям, он стал первым мотоциклом завода  с картриджной вилкой. GSX-R1100 не был завсегдатаем гоночных  трасс, но со временем стал популярной основой для драгрейсинга.

1988 GSX-R750 “Slingshot”



В 1988 году 750-ый получил свой первый кардинальный апгрейд и свое первое прозвище. В Suzuki искали новые пути поиска большей мощности, чтобы соответствовать конкурентам, моторы которых были с жидкостным охлаждением. В итоге, мотор стал более короткоходным, появился инерционный наддув и переработанные карбюраторы.

С одной стороны карбюратора заслонка была плоской, а с другой имела  полукруглую форму. По замысле конструкторов, это способствовало лучшему смесеобразованию в цилиндрах. Фишка,  или нет, но прозвище "SlingShot" прижилось. Тем не менее, новая машина не могла похвастаться подлинными улучшениями производительности.

Форма пластиковых обтекателей была переработана на меньшее лобовое сопротивление, колесная база стала короче, жесткость алюминиевой рамы была увеличена на 60%. Улучшилось значительно охлаждение. Несмотря на увеличение веса, все изменения помогли байку выиграть чемпионат в серии Endurance в личном зачете и в кубке конструкторов.

В 1989, кубатура 1100 получила свою первую реконструкцию, мотор возрос с 1052cc до 1127cc. Шасси стало более жестким, диаметр перьев вилки увеличился до 43мм , впервые были установлены 17-дюймовые колесные диски.

1992 GSX-R750



90-е года, возможно, запомнятся как десятилетие ужасной схемы раскраски, и примеры, подобные этому: после успеха мотора воздушно-масляным охлаждением, 1992 год отмечен переходом 750-го на жидкостное охлаждение, чтобы соответствовать гоночному регламенту.  Но Suzuki не полностью отказались от охлаждения маслом, для отвода тепла от донышка поршня  масло по-прежнему использовалось.

Новая рама и маятник получили еще 24% больше жесткости на кручение по сравнению с предыдущей моделью, в то время как максимальная скорость составляла 157 миль/ч. Изменения в шасси и двигателе конечно помогли, но в 90-е другие японские бренды и Ducati сделали шаг вперед, и Suzuki пришлось тяжело на гоночных трассах.

Интересно, что 1992 год был также годом запуска в производство  GSX-R600. Но шасси  750-ки с двигателем 599cc сделало модель медленной, тяжелой и не очень производительной, и в 1993 году производство было прекращено, по крайней мере на 4 года, в течении которых был создан новый 600сс Джиксер.

1996 GSX-R750



1996 модельный год связан со следующим забавным фактом. На этот раз: SRAD. Suzuki Ram Air Direct, это было радикальным поворотом в судьбе модели, почти десять лет побед и модель была в производстве долгое время.

Рама стала намного жестче, ее конструкция была позаимствована с мотоцикла Кевина Шванца, который выиграл чемпионат MOTOGP в 1993 году на RGV500.

Короткоходный мотор с размерностью 72.0mm х 46.0mm, с жидкостным охлаждением, DOHC, четыре клапана на цилиндр, а так же включение в обязательную комплектацию системы SRAD - это все теперь можно увидеть на любой модели GSX-R.

750-ый снова взял корону World Endurance в 1997, 1999 и 2000 годах. 1999 год был ознаменован первой победой в AMA Superbike.



Третьим GSX-R в семье Джиксерв стал GSX-R600, который был создан специально для участия в 1997 году в серии Supersport. По существу, это был  "мини 750", только на 5 кг легче старшего брата .

Двигатель с размерностью 65.5мм х 44.5мм, со  степенью сжатия 12.0:1. 600-ка была разработана в аэродинамической трубе для оптимальной аэродинамики на высоких скоростях.

Suzuki не пришлось долго ждать гоночных успехов с 600-ым, Fabricio Pirovano выиграл в 1998 году титул World Supersport, а Stefan Chambon повторил подвиг через год. В 1998 году Suzuki решила прекратить производство GSX-R1100. Это было печальной новостью для многих поклонников.

2001 GSX-R1000



В 2001 году Suzuki полностью обновила GSX-R600, который получил новую раму и  двигатель, последний получил впрыск топлива. Между тем, Mladin выиграл свое третий титул подряд в AMA Superbike на 750-ке. Но главное новостью за 2001 год -  это было введение GSX-R1000.

Несмотря на больший, 988cc двигатель и усиленную раму,  литровый Джиксер было всего на 4 кг тяжелее, чем 750-ый брат. Он был инжекторным, с двумя форсунками на цилиндр, с покрытием вилки из нитрида и шестипоршневыми тормозными суппортами. Литр сразу взял титулы в японском и мировом чемпионатах  Endurance.

Вскоре, гоночные правила будут изменены, и история 750-ки получила драматический поворот, оставив ее не у дел. И если другие производители прекратили выпуск моделей в этом классе, но только не Suzuki. GSX-R 750 производится до сих пор.

2005 GSX-R1000



По сей день, модель 2005 года GSX-R1000 является величайшим мотоциклом. Выиграв титулы в AMA Superbike, World Endurance и в World Superbike Championship.

В 2005 год литр сел на диету, и стал  самым легким из литровых байков в классе. Но в то время, пока мотоцикл худел, мотор прибавлял в мощности. Рабочий объем двигателя вырос на 11cc, с  988cc до 999cc, второй ряд форсунок подключался на высоких оборотах, а проскальзывающее сцепление в стоке давало контроль над задним колесом. А обтекатели были еще усовершенствованы для меньшего лобового сопротивления.

В следующем году, 600 и 750 получили значительные обновления. Физические размеры двигателя стали меньше, и он был помещен в оптимальное расположения в раме для идеального баланса. Это также позволило сделать  более длиннее маятник для стабильности при сохранении той же колесной базы.

Двойной ряд форсунок инжектора и проскальзывающее сцепление, обкатанные на литровом Джиксере, а также регулируемые подножки водителя, переносятся и на младшую модель.

2007 GSX-R1000



В связи с постоянным ужесточением экологических норм, в 2007 году GSX-R1000 потяжелел на несколько килограммов, в основном из-за выхлопной системы. Чтобы это компенсировать, Suzuki установили кованые алюминиевые поршни, облегченные шатуны, полые распредвалы, титановые клапаны, топливные форсунки с 12-отверстиями, иридиевые свечи, и больший воздушный фильтр.

В большом тесте японских литровых спортбайков, Джиксер оказался мощнее на 3 лошадиные силы на заднем колесе, по сравнению с ближайшим конкурентом.

В 2007 впервые появится выбор карт впрыска топлива, теперь от одного нажатия пальца можно выбрать один их трех режимов уровня мощности. Многие сомневались в полезности этого нововведения, но эта технология присутствует до сих пор на всех моделях GSX-R.

2011 GSX-R600



В 2011 году, производя модели GSX-R600s и 750s, Suzuki сосредоточенно вели работы над эффективностью, потери веса и развития шасси. Двигатели были улучшены в виде уменьшения механических потерь и усовершенствована система вентиляции картера.

После этого, байки потеряли почти 9 кг веса и были оснащены вилками Showa Big Fork, а также моноблочными суппортами Brembo. Все это обеспечивало превосходную работу подвески и эффективное торможение. И хотя большое успеха в гонках 600-ка не получила, ее все считают одной из самых любимых моделью в классе.

2012 GSX-R1000

Теперь мы приходим к современному GSX-R1000. Дебютировав в период финансовых трудностей для Suzuki, в сочетании с наступлением конкурентов, особенно европейских производителей, новый литр не может подвести своих покупателей.

Вентиляции картера, которая раньше была применена на младших моделях, теперь перекочевала и на флагман компании. Поршни стали еще легче, в них появились углубления для клапанов, чтобы увеличить величину открытия клапана и впрыскивать больше топлива в камеру сгорания. Это способствует  лучшей тяге на низких и средних оборотах.



Suzuki снова посадили большой Джиксер на диету. Ушли в прошлое две выхлопные трубы по боками, заменив их одной банкой под двигателем. Новый GSX-R1000 стал на 4,4 кг легче, чем его предшественник.

На протяжении многих лет, GSX-R выиграл практически все, что можно выиграть в моторных гонках, и причем неоднократно. Как внутри страны, так и по всему миру. И, несмотря на финансовые трудности, с которыми компания сталкивается  в последнее время, мы с нетерпением ждем, что Suzuki будет делать дальше улучшением своего GSX-R.

подготовил:
Андрей Куркурин

статьи по теме