rss

ГАИ и штрафы, юридические советы

17.02.2012 18:05:02
Наверное каждый из нас хоть раз в своей практике сталкивался с сотрудниками Госавтоинспекции МВД, или хотя бы слышал от друзей и знакомых комические или печальные истории о взятках и выдернутых на светофорах ключах зажигания. В большинстве случаев такие встречи заканчиваются пустым бумажником, протоколом, изъятыми правами и отвратительным настроением на очень долгое время. Все эти ситуации приводят к таким плачевным финалам из-за незнания своих прав и обязанностей.
Причины остановки ГАИ. Как не платить штрафы, советы юриста
Для передвижения по дорогам общего пользования у водителя должны быть все необходимые документы и технически исправный мотоцикл с госномером. Такими документами являются:
- удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории ( в случае с мотоциклами в правах должна быть открыта категория “А”);
- регистрационный документ на транспортное средство;
- полис (сертификат) обязательного страхования гражданско - правовой ответственности собственников наземных транспортных средств.

Водитель обязан во время движения быть в застегнутом шлеме и не перевозить пассажира с не застегнутым шлемом ибо это тянет за собой обязательную остановку и наложение штрафа.

В свою очередь у инспектора ГАИ должен быть соответствующий вид, а именно он должен иметь жезл, светоотражающую экипировку в темное время суток, специальный жетон приколотый на форменную одежду в районе груди, табельное оружие.

У инспектора должны быть и соответствующие документы, а именно:
- личное служебное удостоверение;
- водительское удостоверение;
- карточка маршрута патрулирования;
- список разыскиваемых автомобилей и мотоциклов;
- бланки протоколов;
- правила дорожного движения;
- сертификат дорожного радара.

При остановке мотоцикла работник ГАИ обязан приложить правую руку к главному убору, поздороваться, четко и понятно отрекомендоваться, назвать свою должность, звание и фамилию, разъяснить причину остановки транспортного средства. На Ваше требование работник милиции обязан предъявить свое служебное удостоверение. Желательно переписать данные указанные в служебном удостоверении и номер жетона. В случае отказа инспектора передать удостоверение, с полуулыбкой и хитрым прищуром, сообщите, что он скорее всего оборотень в погонах и поэтому не имеет соответствующих документов. Обычно сразу же после этого удостоверение показывают не нехотя, а уже с улыбкой.

Больше всего вопросов и спорных ситуаций возникает в связи тем, что инспектор не может четко сформулировать причину остановки, ссылается на проведение разнообразных оперативно-профилактических отработок под условными названиями «Мотоциклист», «Щит» или бубнит стандартное «проверка документов».

Согласно положениям пункта 21-1 статьи 11 Закона Украины "О милиции" (с изменениями, внесенными Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок") исключительными основаниями для остановки работниками Госавтоинспекции транспортных средств являются:
1.  нарушение правил дорожного движения водителями;

2. отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20-ти метров;

3. наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства;

4. наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

5.  пребывание транспортного средства в розыске;

6. наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;

7. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

8. необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;

9. проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство;

10. выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами;

11. если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

12. нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Причин по которым транспортное средство может быть остановлено, всего 12 и их не сложно запомнить, чтоб обезопасить себя от фантазий инспектора, которому вдруг захотелось вас просто так остановить и пообщаться.

Не редкими есть ситуации, когда работник ГАИ просто называет какой-то пункт ПДД и сообщает о том что Вы его нарушили, но никаких объяснений не дает, ссылаясь просто например на «12.4». Очень рекомендую иметь с собой ПДД и не обязательно это должна быть привычная брошюрка. Учитывая нынешнюю мобильную жизнь, сейчас абсолютно не сложно скачать себе в телефон Правила дорожного движения или специальную программу, которая четко и по пунктам все показывает, да и у того же инспектора в обязательном порядке должны быть ПДД и вполне можно попросить ими воспользоваться для уточнения пунктов и сути правонарушения.

Остановить мотоциклиста в связи с тем, что у него нет номерного знака или он плохо виден, стационарный патруль не может, ибо номер расположен сзади и увидеть это нарушение не обойдя мотоцикл невозможно.

Когда мотоцикл был остановлен по причинам №4,5,6, то необходимо уточнить источник такой информации. В случае с розыском мототехники обязательно должны быть письменные ориентировки, кроме случаев, когда такую ориентировку в срочном порядке передали по рации, но и такую информацию не сложно проверить позвонив по телефону доверия ГАИ.

О проводящихся в данный момент спецоперациях можно узнать набрав телефон доверия ГАИ. Данный телефон, а именно 38(044) 272 4659 необходимо обязательно записать в адресную книгу и использовать при возникновении спорных вопросов. В случае если Вы не знаете телефон доверия, то можете уточнить его у инспектора, который обязан Вам его сообщить или посмотреть на патрульную машину на которой в обязательном порядке он должен быть указан. Нет ничего зазорного в том, чтоб позвонить и уточнить, ибо Вы не можете знать всех оперативно-профилактических отработок, которые проводятся в данном городе, районе, области.

Если ссылаются на то что характер Вашего движения вызвал подозрение что Вы нетрезвы, поэтому “дыхните”. Сообщите, что проходить освидетельствование будете в медицинском учреждении, куда поедете только на их машине и только за их счет или с использованием специальных технических средств, на которые Вам предоставят необходимое свидетельство. Кроме того, желательно намекнуть, что потерянное время будет указано в жалобе в прокуратуру, а данные инспектора уже записаны. Желание у них, как правило, сразу отпадает. Но это работает только в том случае, если от Вас действительно не пахнет алкоголем и нет явных признаков опьянения.

Идущего к Вам с «феном» инспектора у которого на лице играет самодовольная улыбка, так как он словил Вас на том что превысили скорость видели почти все. Обычно в такой момент понимаешь что это конец и без протокола не уехать, но часто всего один вопрос заставляет инспектора пожелать «Счастливого пути». «Предьявите пожалуйста сертификат дорожного радара» - вот именно с таки требование необходимо обратиться к работнику ГАИ. В Украине разрешены к использованию такие типы радаров - "Беркут", "Сокол", "Искра-1", "Радис", "РАПИРА","ВИЗИР" и специальные технические средства, которые работают в автоматическом режиме и имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи -"ВИЗИР"  с активированной функцией "автоматический режим" модификации "ВИЗИР 03", измеритель скорости радиолокационный с фотофиксацией "АРЕНА" и лазерный измеритель скорости транспортных средств "TruCAM". Очень часто документацию на радар отказываются показывать, ссылаясь на то, что данный документ является секретным или для служебного пользования, так же как и карточку маршрута патрулирования. В таком случае необходимо предупредить инспектора о том, что в обязательном порядке укажите в протоколе о непредоставлении таких документов и предположите что их просто нет или они просроченные. Радар должен быть опломбирован и серийный номер совпадать с номером указанном в сертификате. За свою достаточно длинную историю общения с работниками Госавтоинспекции увидеть такой сертификат удалось всего один раз.

В случае составления протокола об административном правонарушении — указывать все документы которые были предоставлены и какие не были предоставлены, были ли свидетели правонарушения и что именно они могли видеть и четкое описание ситуации. Ни в коем случае не оставляйте незаполненными какие-либо поля протокола, если нечего писать там не будете и нет свидетелей, то поставьте там прочерки. Обычно в протоколе слишком мало места для написания пояснений, а хочется расширено все описать, то в таком случае необходимо написать в протоколе что пояснения написаны на отдельном листе бумаги и составить подробное описание на чистом листе формата А4.

При составлении пояснения к админпротоколу необходимо акцентировать внимание на на своей невиновности и в обязательном порядке указывать, что просите дело рассматривать в суде по месту Вашего жительства ( нахождения). Не редкие ситуации, когда например проживая в Киеве, приходит повестка из Донецкого суда.

С  инспекторами ГАИ лучше всего себя вести спокойно, уравновешено, вежливо. Никто не виноват, пока его вина не доказана. Любой протокол и действия работников ГАИ в случае необходимости можно оспорить в суде или обратиться с жалобой в прокуратуру.
Система в Украине построена таким образом, что Вас подталкивают к оплате взяток, штрафов, вместо того чтоб обращаться в суд. Ведь намного проще здесь и сейчас дать денег или заплатить их в кассу, чем обратиться в суд с жалобой на действия работника ГАИ или административный протокол. Но это ошибочное мнение, ибо в большинстве случаев после обращения в суд, прокуратуру Вас признают невиновным в совершении правонарушения и можно с пользой потратить деньги, которые пришлось бы выложить за штраф.
Причины остановки ГАИ. Как не платить штрафы, советы юриста
Последнее время очень распространенными стали специальные брошюрки и книжечки, которые рассказывают о 112, 64 приемах защиты от беспредела ГАИ на дорогах. Во-первых, данные издания уже с первых страниц пытаются настроить читателя на то что на дорогах работники ГАИ только беспредельничают и берут взятки, что не соответствует действительности, как бы сложно не было в это поверить. Во-вторых в большинстве методы на которые ссылаются в них устарели так же как и законодательные акты описанные там уже или давно отменены или в них внесены существенные изменения. Мало кто будет обращать внимание на то за какой год издание и что оно уже 15 раз переиздавалось, перерабатывалось и дополнялось.

ГАИ необходимая структура, но иногда беспредел переходит все границы. И бороться с этим можно или взяточничеством или знаниями своих прав и обязанностей. Зная и соблюдая правила, законы, инструкции каждый из нас делает движение на дорогах безопаснее.

Счастливой дороги!
Александра Быстрик, Адвокат

статьи по теме