Кроссовая тренировка 29.11.15. Пирогово, поле, снег.

19.12.2015 08:42:16
Чуть с задержкой пишу отчет об этой тренировке, но порядок расстановки не должен повлиять на содержание. Очередной выходной, пару человек рвутся в бой, в мотошколу, на занятия по мотокроссу. Ну что же, будем подтягивать уровень, и поможем людям получить удовольствие. Нельзя оставить неудовлетворенный такой ценный душевный порыв. Тем-более, что на улице +7, а это температурный режим располагающий к занятиям на свежем воздухе.

Ожидая много грязи, запасся ковриками под ноги, сменной обувью, перчатками, носками. Загрузился и поехали. По приезду на трассу, стало понятно, почему очередной раз перенесен финал кубка мотокросс.юа. Трасса размыта полностью, залита водой. Особенность трека в пирогово - глинистый грунт, который очень неохотно пропускает воду, и как следствие на треке образуются огромные лужи, которые не дают возможности ни тренироваться там адекватно, ни тем-более проводить разного рода соревнование, а именно, готовить к ним трассу.

Посмотрев на две непригодных к использованию сегодня трассы внизу, мы отправились на верхнюю часть комплекса, там в поле добрыми людьми подготовлена "плоская" трасса. Именно для такого случая. Без перепадов высот, и с возможностью ездить в непогоду. На ней не держится много воды, она не превращается в непроходимое болото, даже после недели проливных дождей. Многие любят туда вывозить новичков на тренировки, но и опытным спортсменам, конечно-же есть с чем там поработать. Сразу скажу, я очень люблю эту трассу, за исключением нескольких моментов.


Переоделись, погнали разминаться, и разминать, таки слегка примерзший за ночь грунт. Что самое приятное, что грунт тут такой, что сильно не смерзается, ну или по крайней мере для этого нужен сильный мороз. А его не было, по этому буквально пару 10 минутных разминочных заездов и наша игровая площадка уже в полностью подготовлена для дальнейшей отработки элементов.


Посадка, положение рук, это то, с чего фактически приходится начинать каждую тренировку. Особенно, что касается тех, кто в летнее время активно и много ездил на шоссейном мотоцикле, и тем более занимался кольцевыми гонками. Привычки надежно сформированы. И нужно переформатировать программы в мозгу и загрузить новые, мотокроссовые навыки. Постепенно это происходит, но не всегда так быстро как хотелось-бы. 


Разогревшись начали отрабатывать срыв заднего колеса, и контроль мотоцикла в скольжении. Это то, что на шоссейном мотоцикле тяжеловато потренировать, за что большинство кольцевиков рвутся на кроссовые тренировки.

Жижа по мере роста температуры раскисала, понемногу всё сильнее, и начинала всё лучше держать. Там где мотоцикл выскальзывал он всё больше начинал козлить. Да и покрытие мы подрывали и вспахивали, чем помогали трассе прийти в рабочее состояние.


Отличная физкультура в воскресное утро ещё никому не повредила. В общем, работа по плану, над поставленными задачами. Ряд упражнений постепенно, но уверенно продвигает наших учеников к вершинам мастерства. Навык растёт, успехи радуют. Не за горами и спортивная реализация. Но погода не даёт гоночным планам осуществится - ну и ладно, больше времени посвятим подготовке. 


И сегодня я решил включить в программу, с учетом погодных условий, специальные эндурные задачи. Кроссмену, они, может показаться, ни к чему, но тут речь идет о контроле над мотоциклом, балансе и общем понимании стабильности и устойчивости. Важные навыки в управлении мотоциклом, согласитесь.


Мы отправились на эндурную секцию, где нас ждал сюрприз от погоды. Увалил такой снег, что я думал, мы превратимся в мотоциклистов-снеговиков через 15 минут. Я таких крупных хлопьев не видел никогда! Очень красиво и романтично, но нам, честно говоря, было не до того :).


Тут включился ещё один очень важный фактор. Особенно для спортсмена мотокроссера. Это страх. Казалось-бы скорость минимальна, условия достаточно безопасны, но в этом и шутка, что маленький крутой сброс и у человека уже сковывает все руки и ноги и он не в состоянии контролировать происходящее на должном уровне. Мы будем с этим упорно работать, пока не преодолеем его. Страх этот, безусловно, оправдан, изначально. И полностью убрать его не получится. Оправдан в том смысле, что риск получить травму всегда есть, пусть и небольшой, но человек это сознательно или нет, но чувствует. 


Вот с этим страхом мы и работаем. Нам нужно использовать его себе во благо. Он даст нам адреналин, силу, ловкость и скорость. Поможет преодолеть себя и трудности. Но это потом. Пока он заставляет нас делать массу ошибок и существенно осложняет жизнь. 


Собственно, задача тренера и состоит в том, что-бы качественно донести до студента суть происходящего, дать ему инструменты самосовершенствования, и следить за тщательным и упорным использованием этих инструментов. Пока этот процесс не начнёт происходить автоматически и человек не начнёт "тренировать" сам себя, хотя-бы в каком-то узком месте, в узкой конкретной задаче. 


Снег продолжал засыпать наши дорожки, чем явно не облегчая, и без того достаточно стрессовую ситуацию нашему ученику. :)


Жаль, кадры это не очень хорошо передают, но те крутые склоны и волны заставили очень хорошо понервничать. В общем крещение эндурной трассой прошло неплохо, до десятка падений, я считаю, отличный результат для первого раза. Многовато конечно мы натоптали сапогами - пока не появится уверенность в происходящем, постоянно так и хочется оттолкнуться везде ногой, а то, прямо кажется, что мотоцикл сейчас упадет. Эффект, как я думаю, вы понимаете - обратный.


Как только ноги уходят с подножек, стабильность мотоцикла тут-же уходит в минус. Как только вы их загружаете - плюс по стабильности. Об этом мало помнить, это должно быть сформировано как навык.


Снег окончательно залепил камеру, но мы не сдавались. Тут пару кадров, показывающие весь драматизм ситуации. Когда ты не попадаешь в накатанную трассу - ты накатываешь себе новую, где придется. Между деревьев, канав и кустарника. Уж извините, природа не будет под Вас подстраиваться. Придется иногда подстроится под неё. И напролом искать себе новую дорогу.


Вырвались из плена кустов, деревьев и узкой эндурной трассы и отправились назад в место базирования. Но дорога обратно уже была совсем не такой, как туда. Это какой-то снежный рейд был. И движение по нему на большой скорости было крайне нестабильно и щекотало нервишки. Много фана зима нам принесла :).


Ход поднимать было страшно, но очень хотелось. Разгонялись до момента пока зад не начинал резко уходить в сторону. После короткой стабилизации рука сама прикрывала газ, и опять новая попытка набрать скорость. Выскочить из колейности иногда было просто нереально. Но тут нам попадать не довелось, как ни странно,  хотя пару раз мимо дороги мы вылетали.



Всё, добрались до базы, спаковались. И тут началось приключение номер два за сегодня. Выезд из поля с прицепом на летней резине. Не буду долго на этом останавливаться, скажу только, что было весело. Раллийные навыки прямо вспомнились и очень пригодились. Подстраховка сзади очень грела, понимание того, что меня тут до весны не бросят, оттаивать в поле, придавало уверенности, и я довольно быстро выгребся, и поехал мыть мотоциклы, и менять колеса на зимние! Чего и всем желаю!
Олег Репницкий

статьи по теме