Кроссовая тренировка 18.12.15. Пирогово

24.12.2015 00:45:58

Ни мороз, ни гололёд не отменяют мотокросс… Или как там было? :)

В общем, как бы там не было, а задачи стоят перед нами важные - их и будем выполнять. В городе довольно тепло (+2! Шутка-ли!), а значит грунт не должен быть окончательно смёрзшимся, а значит - успеем ещё подубасить, пока не прихватило окончательно морозцом. Тогда только песок.

А где тут подсос, ты говоришь?"

Особенно помня о том, что на мотокроссовой трассе в Пирогово есть места с “повышенным содержанием песка”, точнее даже сказать - на бывшей автокроссовой. Туда и направимся значит, тренироваться и отрабатывать так нужные нам навыки.



Неприятный сюрприз номер один ожидал меня, когда я не смог подойти к гаражу, т.к. он возведен на постаменте, и тоненькая но довольно крепкая корка льда просто заставила меня съехать вниз. Собрав всю свою ловкость в кулак, я преодолел этот мини каток, взял нужный экип, поставил сохнуть ненужный на газовой горелке, проверил огнетушитель, убедился, что электричества по-прежнему в гараже нет… Закрепил мотоциклы и  двинул на тренировку.


Утренние пируэты возле гаража, конечно, обещали мне весёленькую тренировку, но дальше больше. На подъезке к кроссовой трассе в Пирогово, есть довольно крутой подъем. Прямо перед собачим приютом, кто знает. Я, понятное дело, полным ходом заруливою туда, не обратив особого внимания на стоявшие перед подъемом сбоку пол-дюжины машин… Что они там делали в такое время, я пойму чуть позже. А вот почему они стояли ПЕРЕД подъемом, в сторонке, я пойму уже совсем-совсем скоро.

Так вот, запаса хода, молодецкого задора и инерции мне хватило примерно до середины подъема. Затем она начала стремительно иссякать, а колеса то и дело проскальзывать, нервно стрекоча трекшн-контролем. Здраво рассудив, что дальше подъем будет только круче, а соответственно шансов его преодолеть со всем этим караваном нет категорически никаких, я принимаю волевое решение сползти аккуратненько обратно. Трезво осознавая, что сползать метров 50, стараюсь удержать минимальную скорость и стабильность автомобиля… Но. Физика движения этого процесса неумолимо диктует мне свои условия. Прицеп с мотоциклами активно разгоняет меня назад и вниз, а учитывая, что единственные активно тормозящие колёса - передние, сейчас временно исполняют обязанности задних, они начали отчаянно ловить блокировку и разворачивать всю систему поперёк дороги, разваливая стабильность всей системы. Тут я понял, что сейчас произойдет со мной один из самых неприятных трюков любителей повозить картошечку из села - складывание прицепа. Хотя прицеп мой и был оборудован кроссовыми мотоциклами, сам маневрировать явно не планировал. Да и исход такого манёвра показался мне крайне неприятным. Сложится на скользкой узкой и довольно крутой горе, при этом без возможности оттянуть куда-б то ни было прицеп показалось мне не то что не желательным событием, а просто не возможным в моём расписании, я взялся за дело. Отложил в сторону бутерброды от заботливой жены и молочко, я собрал всё своё мастерство в руки и аккуратно вытянул свой автопоезд в прямолинейное положение. Хорошая зимняя резина всё-таки прогрызала лёд и давал возможность понемногу, но всё-же вытянуть ситуацию. Затем не давая ей разгоняться, я стащил всю эту конструкцию вниз до начала подъема. Увлекательный аттракцион. 

“Что-ж делать дальше” - не успело пронестись в голове, как совершенно непонятно откуда появился грузовик посыпалка с песком. И вот тут я начал догадываться, что эти машины стоят там совершенно не зря. И не просто собрались на ежегодный слёт любителей летней резины. Даже не показалось мне странным наличие посыпалки на по сути, неиспользуемой дороге.

Закончилась, наконец, эпопея с заездом на горку на крайне мажорной ноте - машина засыпала песком, обе горки. А их там две - дублирующие. Одна на заезд, вторая на спуск, кто был - тот знает. Так вот вторая, которая на спуск, менее крутая, и была моим запасным планом для штурма этого непростого места, т.е. тренировку пропускать никто не собирался в любом случае :).

Так вот после посыпания песком, мы туда залетели ракетами, и помчали скидывать мотоциклы и переодеваться. При помощи Саши я сбросил кроссач, и пока он одевался быстро почистил и помазал цепь и подготовил его к работе. Отдельно расскажу ещё о нехитром но очень эффективном способе зажимать вилку у кроссача на прицепе. Вообще крепление мотоциклов это отдельная тема, к которой я обязательно вернусь.


Сегодня по плану, была работа с оттяжкой. Первичный осмотр трассы показал, что ей пи..... всё плохо, в общем. Но, перспективы были не столь мрачные. Теплело, солнышка немножко появлялось, и верхняя тонкая корка льда оттаивала, мы имели все шансы интенсивно позаниматься.


Взяв несколько добрячих кочек, мы начали разбираться с тем, как телом отрабатывать движения мотоцикла. Мотокросс отличается особой подвижностью райдера. Очень важно сформировать правильные привычки и навыки управления в такой критической по сути ситуации. Несколько чередующихся кочек, даже на небольшой совсем скорости в состоянии выкинуть неподготовленного ездока из седла. Дестабилизировать мотоцикл, выбить руль и отправить отдыхать на обочину.


Очень важно занять правильное положение, и изменять его в соответствии с условиями движения мотоцикла, рельефом и вашей динамикой.

Смещаясь вперед и назад мы компенсируем нагрузку которую получает подвеска мотоцикла, от трамплинов и ям, и от нашего разгона или замедления.

Саша в повседневной жизни, в сезон, ездит на Suzuki DRZ 400. И привык к эндурной посадке. И к сожалению, привык тормозить сидя в седле. Вот по этому нашей целью было вытеснение этих моторных навыков вождения, таких как сидение в любых условия на сидушке, и работа с педалью тормоза и лапкой переключения передач сидя.


В динамике на больших кочках и волнах нет никаких шансов удержать мотоцикл в стабильности и под контролем не держась за него ногами, и не помогая ногами работе подвески.

Тоже самое касается и навыка тормозить, особенно тормозить на неровностях.


Но хорошо закрепленные, ещё в дорожной мотошколе навыки дают о себе знать, и нет-нет, да и хочется присесть на сидение, ведь это так комфортно. Но как только это происходит, мотоцикл тут-же начинает вырываться из-под ездока и вальсировать и терять устойчивость и так и норовить выскочить и лечь на бок.

Что-то мы победили, что-то осталось на следующие тренировки.

Отписываюсь, я ни всегда в порядке тренировок, так что ещё будет увлекательный обзор очной ставки, и гонки за временем, которая была до того. В течении нескольких дней выложу с фотографиями. Эти заезды и заставили нас плотнее заняться навыком качественного торможения!

Олег Репницкий

статьи по теме