rss

Как внедорожные навыки на дороге помогают

05.08.2013 21:53:30
Что же мы можем узнать из мира мотокросса, что поможет нам на асфальте? Чертовски много на самом деле!

Кроссовый байк реагирует на движения райдера таким же образом, как и дорожный, но эта реакция очень сильно усилена из-за недостатка сцепления шин с грунтом. Приобретая острые навыки управления на бездорожье, где нужно в совершенстве владеть входами в поворот, контролировать заносы и скольжения, вы сможете управлять дорожным мотоциклом более профессионально. И рискуете только испачкаться, если что-то пойдет на так.

Так что готовьтесь валяться в грязи, нас ждут невероятные приключения в процессе обучения!



1. Расслабься
Будучи быть расслабленным на любом мотоцикле, пожалуй, самый важный аспект езды. Когда вы расслаблены, вы испытываете удовольствие, байк остается свободным под вами, и ваша езда становится гладкой, плавной и контролируемой, все вокруг вас происходит в медленном темпе, который дает вашему мозгу просчитывать наперед все возможные ситуации.

Но когда вы напряжены, шасси мотоцикла будет передавать это напряжение на поверхность, и каждое движение будет сопровождаться тряской. Входы в повороты станут прерывистыми, т.е. с подруливанием, езда превращается в борьбу, и вы становитесь не в состоянии контролировать мотоцикл. "Вы можете видеть, как эта проблема усугубляется на внедорожье, когда мотоциклист борется с колейностью или едет по пересеченной местности", говорит Джеф Филип, KTM Adventure Tours. "Напряженный кроссовый мотогонщик гонщик будет проделывать адскую работу в попытках сохранить стабильность своего байка, в то же самое время постоянно падать."

Если вы едете напряжении, то не можете быстро реагировать и байк начинает вести себя не правильно. Вместо этого, если вы расслаблены, находитесь в удобном положении тела, где оно остается гибким, а колени и руки согнуты, позволяя мотоциклы двигаться плавно под вами, вы будете тратить наименьшее количество усилий для достижения наилучшего результата. Научитесь расслабляться в суровых внедорожных условиях и относительно спокойная езда  дорогах общего пользования станет сущим пустяком.



2. Баланс
Несбалансированный гонщик теряет контроль. говорит Джефф. Он не может тормозить, не может управлять, все, что он делает, это борется с равновесием. В мотокроссе вы учитесь сохранять равновесие, в то время как байк терпит неблагоприятные условия.

Скажем, вы хотите попасть из пункта  А в пункт В, и весь путь усеян препятствиями. Если вы просто ринетесь на своем байке через преграды,  мотоцикл будет скакать на ухабах - все что остается вам, это бороться за то, чтобы остаться на нем верхом. Правильно будет спланировать маршрут, расслабиться, и попытаться найти пути наименьшего сопротивления, смотря вперед и в цель. Суть баланса сводится к тому, что вы едите туда, куда смотрите.

Проецируя эти понятия асфальт, вы никогда не сможете смотреть себе на переднее колесо, вы будете смотреть вперед или вход/выход из поворота. Но если фокусировать свой взгляд на препятствии - вы его не преодолеете. Смотреть надо на выход из ситуации. Успешное планирование маршрута заранее - вот ключ к успеху. У вас будет больше времени, и вы будете расслабленным и сбалансированным со своим мотоциклом. 


3. Обзор и фокусировка взгляда.
Любой из успешных гонщиков скажет вам, как важно хорошо смотреть вперед, при этом мониторить потенциальную опасность в обе стороны от вас с помощью периферийного зрения. Это и есть долгосрочная фокусировка - то есть, глядеть в даль, где в конечном итоге вы хотите быть, - а также краткосрочная фокусировка, которая будет давать информацию для реагирования на то, что происходит на вашем пути.

Если вы будете смотреть только перед собой, все, что остается вам делать, это бороться с одной критической ситуацией, переходящей в другую. Но если вы посмотрите хорошо вперед, вы будете управлять своей поездкой, а не она вами. Внедорожные местности постоянно меняются - это воды, грязь, камни, гравий, шифер, песок, крутые скалы, пыль - все это можно встретить на одном участке пути. И по этой причине постоянной динамики ландшафта и окружающей среды намного сложнее реагировать, и действовать приходится быстро. На скорости 60 км/ч на внедорожье получает столько же информации для обработки, как если бы вы мчались по шоссе свыше 160 км/ч.

Если вы научитесь быстро ехать по внедорожью, ваш мозг привыкнет работать на более высоком уровне и держать все под контролем. И теперь будет легко держать все под контролем:  открытую крышку люка, мусор и авто за километр. Вы также будете иметь возможность адаптировать свой стиль езды под различные сценарии: вы поймете, как и когда можно быть гораздо более агрессивным с ручкой газа, или дозировать усилие на тормозным рычаге в зависимость от погоды. 

Это те навыки, которые делают райдеров на внедорожье успешными на асфальте, навыки, позволяющие отлично читать дорожную обстановку и реагировать на различные типы покрытия.


4. Управление мотоциклом.
Езда на мотоцикле - это прежде всего сохранение контроля. И езда на внедорожных байках - это поиск компромисс между маленькой рукояткой и сцеплением шин. Прохождение поворота на открытом газу, или на закрытом, внутри, снаружи... На грунте вы научитесь филигранно работать ручкой газа,  тем самым контролируя бай. На асфальте научиться этому очень трудно.


5. Дросселирование.
Чрезмерная работа ручкой газа на грунте может дать только пробуксовку задней покрышки, но никак не ускорение. Постоянная и постепенная передача мощности на заднее колесо - вот основной принцип. Это также означает, при дозированной передачи мощности на заднее колесо правильно будет работать подвеска, позволяя шинам цепляться за грунт.

По мере приближения ко входу в поворот вы переключаетесь вниз для поддержания постоянного крутящего момента и мощности. Как только вы отпустите передний тормоз, нужно открыть газ, чтобы уравновесить нагрузку по осям и сбалансировать мотоцикл в плане подвески. Но если дать сильно много газа, мощности на заднем колесе станет слишком много, и оно отправиться в букс. Это нарушит разгон или начнется занос. 

Когда мотоцикл находится в наклоне, пятно контакта покрышки существенно меньше. В этом положении ручку газа надо вращать постепенно, одновременно выравнивая байк, и когда он переместится в вертикальное положение - полностью открыть газ. С опытом вы получите связь между рукой, находящийся на ручке газа с задним колесом через штаны. Это позволит развить способность четко контролировать моменты открытия газа. 

После того, как вы привыкнете к байку,  который постоянно перемещается под вами в грязи, вы научитесь управлять им с помощью точных навыков. Дросселирование имеет жизненно важное значение в сомнительной ситуации дороге (скользкие, мокрые, холодные шины). Время от времени,  всегда появится момент на дороге, когда задняя шина уходит в занос. Но мозг мотокроссмена на это уже отреагировал. И эта реакция будет запрограммирована уже в ваш мозг.


6. Сцепление
На бездорожье вы также будете развивать родство со сцеплением, используя его для управления мощностью, а не просто в качестве инструмента для переключения передач На грунте важно, чтобы смягчить передачу мощности на заднее колесо при высоких передачах. Так что вам придется держать два пальца на рычаге сцепления постоянно, особенно на выходе из поворотов, при преодолении крутых подъемов и при движении через колеи.

На асфальте, балансируя сцеплением и газом для контроля передачи мощности на заднее колесо становится второй натурой. Если вы активно переключаетесь вниз перед поворотом, заднее колесо может заблокироваться, и тут вам пригодится навык работы с рычагом сцепления! Моно так же помочь мотору раскрутиться до нужных оборотов, если вы на выходе ошиблись с передачей, и она сильно высока. 


7. Тормоза.

Недостаток сцепления с грунтом делает торможение в мотокроссе искусством. Сурово обращаться с передним тормозом на грунте - это быть подвергнутым риску упасть. Когда вы замедляетесь, вес байка перераспределяется, и в результате смещается на переднее колесо. В результате чего, можно применить более сильное торможение без блокировки колеса. Но и между тем, отсутствие веса на заднюю ось означает, что зад мотоцикла разгружен и эффективность  заднего тормоза сводится к минимуму и его легко заблокировать. Тем более, если вы уже движетесь в наклоне. Как с вариантом дросселирования, к нам на помощь может прийти коробка передач и сцепление.  

Когда передок мотоцикла подвергается риску блокировки, вы получите массу сигналов о том, что следует снизить давление на рычаг. И вы его слегка приотпустите, в то время, как на асфальте уже давно бы его бросили. На грунте вы научитесь контролировать давление, которое применяется к рычагу/педали, и почувствуете, как многое сходит с рук. 

Вы учитесь использовать тормоза замедления, а не для режима старт/стоп. Еще есть момент, когда при жестком торможении выбирается весь ход подвески, и она уже не может отрабатывать неровности. Это тоже можно контролировать. Обратная связь - вот ценный навык, приобретаемый на грунте. Обратная связь на сухом или влажном покрытии.



8. Руление.
Быстрое руление в поворотах приходит с контрулением. Работает это просто: хотим быстро повернуть сналача давим на руль в противоположную сторону. Например, для поворота направо нужно слегка толкнуть правую рукоятку от себя.

На грунте контруления более ярко выражено и происходит намного быстрее и имеет ключевое значение. 

Однако, не следует забывать о правильном распределении веса на подножки. Давить, переносить вес, надо на внешнюю по отношению к повороту подножку. Это важно при езде на скользких поверхностях, и обеспечит более точный контроль над мотоциклом.


9. Положение тела
Вес райдера часто составляют более половины общего веса кроссового мотоцикла, который дает райдеру огромное влияние на распределение веса. В кроссе постоянно приходится перемещаться в седле в поисках оптимального баланса и сцепления шин с грунтом.

Перенеся эти навыки на дорожные мотоциклы, вы тоже можете улучшить и прохождение поворотов, и разгоны, и торможения. 

Олег Репницкий

статьи по теме